Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Челябинского областного суда от 26.06.2014 N 4а14-438
Решение суда по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, оставлено без изменения, поскольку факт нарушения правил пожарной безопасности был подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.


Постановление Челябинского областного суда от 26.06.2014 N 4а14-438
Решение суда по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, оставлено без изменения, поскольку факт нарушения правил пожарной безопасности был подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2014 г. N 4а14-438
Судья: Лунев В.В.
Судья: Шигапова С.В.
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида N 283 г. Челябинска на решение судьи Ленинского районного суда г. Челябинска от 19 июня 2012 года и решение судьи Челябинского областного суда от 20 июля 2012 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида N 283 г. Челябинска,
установил:
постановлением N 1319/1320 заместителя главного государственного инспектора ОНД N 3 г. Челябинска по пожарному надзору от 15 мая 2012 года Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N 283 г. Челябинска (далее МБДОУ ДС N 283 г. Челябинска) привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде предупреждения, по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ - в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, на основании ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ окончательно назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Челябинска от 19 июня 2012 года указанное выше постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным решением от имени МБДОУ ДС N 283, законный представитель - заведующая МБДОУ ДС N 283 - Т.Е.Ю. обратилась в областной суд.
Решением судьи Челябинского областного суда от 20 июля 2012 года решение судьи Ленинского районного суда г. Челябинска от 19 июня 2012 года оставлено без изменения.
Постановлением заместителя председателя Челябинского областного суда от 24 декабря 2012 года по первоначальной жалобе законного представителя МБДОУ ДС N 283 - Т.Е.Ю., вышеуказанные постановление и судебные решения оставлены без изменения.
Часть 4 статьи 30.16 КоАП РФ не препятствует подаче в тот же суд надзорной жалобы по новому основанию.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что законный представитель МБДОУ ДС N 283 - Т.Е.Ю. повторно обратилась в Челябинский областной суд с надзорной жалобой на указанные выше состоявшиеся в отношении МБДОУ ДС N 283 постановления, при этом доводы настоящей надзорной жалобы отличны от доводов первоначально поданной жалобы.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, от имени МБДОУ ДС N 283, его законный представитель - заведующая МБДОУ ДС N 283 - Т.Е.Ю. просит их отменить, ссылаясь на новое основание: указывает, дело рассмотрено с нарушением правил подведомственности, рассматриваемое дело подведомственно Арбитражному суду Челябинской области, также ссылается на то, что в настоящее время выявленные нарушения МБДОУ ДС N 283 устранены, устройство эвакуационных выходов выполнено.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятых по делу решений не нахожу.
В соответствии с чЛ ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ и ч. ч. 3 - 8 ст. 20.4 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
На основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора ОНД N 3 г. Челябинска по пожарному надзору от 20 марта 2012 года N 1040 27 апреля 2012 года была проведена плановая выездная проверка в отношении МБДОУ ДС N 283 г. Челябинска, с целью проверки соблюдения требований пожарной безопасности, по результатам которой выявлены нарушения правил пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, МБДОУ ДС N 283 г. Челябинска является юридическим лицом, зарегистрировано в установленном законом порядке. Имущество, в том числе здание детского сада, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. ****, ****, закреплено за МБДОУ ДС N 283 г. Челябинска на праве оперативного управления (л.д. 21-23, 26-27).
В ходе проведения проверки государственным инспектором ОНД N 3 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области Щ.Е.Н. в помещениях МБДОУ ДС N 283 установлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе: двери пожароопасных складских помещений (с обеих торцевых сторон) не соответствуют требуемому пределу огнестойкости EI-30; все двери, ведущие на лестничную клетку, не оборудованы доводчиками и уплотнениями в притворах; отсутствуют вторые эвакуационные выходы из спальных помещений групповых ячеек (с торцов), со второго этажа.
По результатам проверки составлен акт проверки N 1040 от 27 апреля 2012 года, копия акта вручена законному представителю МБДОУ ДС N 283 -Т.Е.Ю. 27 апреля 2012 года.
Требования ст. ст. 9, 12, 13, 14, 16 Федерального закона РФ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года при проведении проверки соблюдены. Оснований предусмотренных ст. 20 указанного Закона влекущих недействительность результатов проверки по делу не установлено.
В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности, в отношении юридического лица - МБДОУ ДС N 283 составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Протоколы об административных правонарушениях составлены в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в них отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
По результатам рассмотрения дела об административных правонарушениях, в котором законный представитель МБДОУ ДС N 283 - Т.Е.Ю. принимала участие, государственным инспектором надзорной деятельности N 3 по пожарному надзору 15 мая 2012 года за номером N 1319/1320 вынесено постановление в соответствии с требованиями ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ, в котором содержатся сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушений, квалификация деяния.
Факт допущенных нарушений правил пожарной безопасности и виновность МБДОУ ДС N 283 в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждены представленными в дело доказательствами: сведениями, указанными в протоколах об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, N N 1319, 1320 от 02 мая 2012 года, (л.д. 8-9; 10-11), актом проверки от 27 апреля 2012 года N 1040 (л.д. 18), распоряжением заместителя главного государственного инспектора ОНД N 3 г. Челябинска по пожарному надзору от 20 марта 2012 года N 1040 (л.д. 17), другими доказательствами.
Добытые по делу доказательства получены с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ, являются достаточными и допустимыми для выводов о виновности МБДОУ ДС N 283 в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Утверждения в жалобе о том, что в МБДОУ ДС N 283 в настоящее время выявленные нарушения устранены, устройство эвакуационных выходов выполнено, основанием к отмене состоявшихся по делу решений не является.
Принятие мер по устранению выявленных нарушений после проведения проверки и после привлечения к административной ответственности не является обстоятельством, исключающим наличие в деянии МБДОУ ДС N 283 составов административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - МБДОУ ДС N 283 не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности. Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих выполнению учреждением требований пожарной безопасности, не представлено.
Доводы жалобы о том, что МБДОУ ДС N 283 принимало все зависящие от него действия по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности, но не имело возможности их устранить ввиду недостаточного финансирования, проверялись при изучении материалов дела об административном правонарушении при его пересмотре в порядке надзора по первоначальной жалобе, признаны несостоятельными, о чем в соответствии со ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ вынесено постановление от 24 декабря 2012 года за подписью заместителя председателя областного суда, правомочного пересматривать вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях. Оснований для повторного рассмотрения жалобы в части указанных доводов не имеется.
Доводы жалобы о подведомственности рассматриваемого дела Арбитражному суду Челябинской области нельзя признать состоятельными.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор (ст. 23.34 КоАП РФ).
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении МБДОУ ДС N 283 было правомерно рассмотрено должностным лицом ОНД N 3 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области.
В соответствии с п. 3 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу абзацев 4 и 5 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, не отнесены к подведомственности арбитражных судов.
Часть 3 ст. 30.1 КоАП РФ предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В подпунктах "д", "е" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" изложена правовая позиция, в соответствии с которой судьи судов общей юрисдикции не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, перечисленных в абзаце третьем ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, поскольку эти дела подсудны судьям арбитражных судов. Дела об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции судей (ч. ч. 1, 2 ст. 23.1 КоАП РФ) и не указанных в абз. третьем ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, подсудны судьям судов общей юрисдикции независимо от характера административного правонарушения и статуса лица, привлекаемого к ответственности (в том числе дела о правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также гражданами, являющимися индивидуальными предпринимателями).
Поскольку МБДОУ ДС N 283 постановлением должностного лица привлечено к административной ответственности за правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность, не связанное с ведением предпринимательской или иной экономической деятельности, то оно правомерно рассмотрено по жалобе учреждения судьей Ленинского районного суда г. Челябинска.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено МБДОУ ДС N 283 в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Судебными инстанциями дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Челябинска от 19 июня 2012 года и решение судьи Челябинского областного суда от 20 июля 2012 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N 283 г. Челябинска, оставить без изменения, а жалобу Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида N 283 г. Челябинска - без удовлетворения.