Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Челябинского областного суда от 12.05.2016 N 4а16-320/2016
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: В удовлетворении требования отказано.

Постановление Челябинского областного суда от 12.05.2016 N 4а16-320/2016
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2016 г. N 4а16-320
Судья Подымова Н.В.
Судья Майорова Е.Н.
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу Ж. на решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 30 октября 2015 года и решение судьи Челябинского областного суда от 09 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Областного казенного учреждения Центр занятости населения г. Златоуста Ж.,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору А.Е.А. от 22 сентября 2015 года директор Областного казенного учреждения Центр занятости населения города Златоуста Челябинской области (далее - ОКУ ЦЗН) Ж. привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 30 октября 2015 года указанное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Челябинского областного суда от 09 декабря 2015 года решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 30 октября 2015 года остановлено без изменения.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу постановление и судебные решения, Ж. просит их отменить, считая незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу постановлений не нахожу.
В силу ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со ст. 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что имущество ОКУ ЦЗН г. Златоуста согласно п. 1.4 ОКУ ЦЗН (л.д. 37-38), свидетельства о государственной регистрации права от 01.12.2010 года N 74 АГ 156372 (л.д. 33) закреплено за ним на праве оперативного управления.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Директором ОКУ ЦЗН г. Златоуста на основании приказов N 169-п от 17.09.2013 года и N 306-л от 31.12.2014 года является Ж. (л.д. 34-35).
В период с 10 августа 2015 года по 24 августа 2015 года на основании распоряжения N 231 начальника ОНД N 1 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области от 03.08.2015 года проведена плановая выездная проверка юридического лица ОКУ ЦЗН по факту соблюдения требований пожарной безопасности при эксплуатации здания ОКУ ЦЗН, расположенного по адресу: <...>.
Копия распоряжения получена ОКУ ЦЗН 04.08.2015 года, о чем имеется штамп с номером входящего, а также вручена представителю проверяемого юридического лица 10.08.2015 года (л.д. 23) в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядке 08 октября 2015 года.
В ходе проведения проверки инспектором по пожарному надзору установлены, в том числе, следующие нарушения требований пожарной безопасности: в нарушение требований п. 6.13 СНиП 21-01-97*, п. 8.1.11 СП 1.13130.2009 на первом и четвертом этажах здания отсутствует второй эвакуационный выход; в нарушение ч. 6 ст. 134, таблицы 28 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", отделка стен в общем коридоре на первом, втором и третьем этажах выполнена декоративно-отделочными материалами с неопределенными свойствами пожарной опасности (обязательное подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности данного материала не осуществлялось; запрещается применять материал с классом пожарной опасности выше КМЗ).
По результатам проверки составлен акт N 231 от 24.08.2015 года, который направлен ОКУ ЦЗН г. Златоуста вместе с предписанием и уведомлением о составлении протокола об административном правонарушении, и получен ОКУ ЦЗН г. Златоуста 27.08.2015 года в установленном законом порядке (л.д. 24-26, 27-28, 29).
В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении директора ОКУ ЦЗН г. Златоуста Ж. заместителем главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору составлен протокол N 517 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ от 07.09.2015 года.
По результатам рассмотрения дела об административных правонарушениях заместителем главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору А.Е.А. 22 сентября 2015 года вынесено постановление N 010119 о назначении административного наказания должностному лицу - директору ОКУ ЦЗН г. Златоуста Ж. в виде административного штрафа.
Требования ст. ст. 9, 12, 13, 14, 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки соблюдены. Оснований, предусмотренных ст. 20 указанного Закона, влекущих недействительность результатов проверки, по делу не установлено.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности зафиксированы в акте N 231 от 24.08.2015 года, обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства.
Оснований не доверять сведениям государственного инспектора по пожарному надзору о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, не имеется, в ходе рассмотрения дела их наличие не опровергнуто, устранение допущенных нарушений входит в обязанности должностного лица.
Факты допущенных нарушений требований пожарной безопасности и виновность директора ОКУ ЦЗН г. Златоуста в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении от 07.09.2015 года (л.д. 30); актом проверки N 231 от 24.08.2015 года (л.д. 25-26) и другими материалами дела.
Указанным доказательствам судьями дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Ссылки Ж. в жалобе на то, что здание ОКУ ЦЗН имеет два эвакуационных выхода - один из офисного помещения, второй из гаража, который согласно техническому паспорту включен в здание, доводы о том, что на четвертом этаже знания нет необходимости во втором эвакуационном выходе, поскольку на этаже одновременно находятся только 4 человека, а максимальное число людей, которые могут находиться на этаже, - 17, при этом высота здания фактически менее 15 метров, неубедительны и отмены судебных актов не влекут.
В силу п. 6.13 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года N 18-7, не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса Ф1.1; Ф1.2; Ф2.1; Ф.2.2; ФЗ; Ф4.
В соответствии с положениями 8.1.11 Свода правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года N 171, каждый этаж здания учреждений управления должен иметь не менее 2 эвакуационных выходов.
Как установлено при проведении проверки указанные требования в здании ОКУ ЦЗН г. Златоуста не выполнены, первый и четвертый этаж здания имеют только по одному эвакуационному выходу. Наличие в гараже здания эвакуационного выхода, не свидетельствует о выполнении указанных требований по отношению к самому зданию.
При этом из представленного с жалобой проведенного ООО "Центр пожарной безопасности" расчета пожарного риска N 133-15-РПР от 23.12.2015 года усматривается, что фактическая высота здания с учетом максимальных значений высоты этажей от пола до потолка составляет более 15 метров (без учета высоты перекрытий - 15,83 м), а само здание относится к классу функциональной пожарной опасности Ф4.
Доводы жалобы о том, что пожарная безопасность здания подтверждена произведенным ООО "Центр пожарной безопасности" расчетом пожарного риска N 133-15-РПР от 23.12.2015 года, не влекут изменения квалификации действий должностного лица, и не свидетельствуют о том, что на момент проведения государственным инспектором по пожарному надзору 24.08.2015 года здание ОКУ ЦЗН г. Златоуста полностью соответствовало требованиям пожарной безопасности. Кроме того, в представленном расчете указано на несоответствие здания отдельным требованиям пожарной безопасности (в части ширины лестничного марша на этажах, ширины промежуточных площадок, ширины эвакуационного выхода на втором и третьем этажах, ширины выходов из помещений).
Доводы жалобы о том, что здание ОКУ ЦЗН принято в эксплуатацию 31.03.1997 года и ни разу не подвергалось реконструкции или капитальному ремонту, со ссылками на то, что с указанного времени здание неоднократно проходило проверку соблюдения правил пожарной безопасности, не могут повлечь отмены принятых по делу решений, поскольку данные доводы не исключают ответственность должностного лица за нарушение правил пожарной безопасности, которые были выявлены в ходе проверки, проведенной 24.08.2015 года. При этом доводы Ж. о том, что требования, закрепленные в вышеуказанных специальных нормах и правилах в области противопожарной безопасности, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта, а не в процессе эксплуатации здания, являлись предметом проверки судей нижестоящих инстанций и получили правильную оценку, оснований не согласится с которой не имеется.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что директором ОКУ ЦЗН г. Златоуста Ж. не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований пожарной безопасности. Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих директору ОКУ ЦЗН г. Златоуста своевременному выполнению установленных законом обязанностей, в материалы дела не представлено.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Ж. при составлении протокола принимала участие, копию протокола получила в установленном порядке.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом, в соответствии с требованиями ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ, в нем содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния. При рассмотрении дела Ж., уведомленная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участия не принимала, ходатайство Ж. о переносе рассмотрения дела на другую дату было отклонено должностным лицом, о чем вынесено определение, в котором приведены мотивы принятого решения (л.д. 46). Копия постановления директору ОКУ ЦЗН вручена в установленном законом порядке 23.09.2015 года.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено Ж. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.
Судебными инстанциями дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, всем доводам жалобы дана полная и объективная оценка.
При пересмотре дела судьей городского суда и судьей областного суда Журавлева Е.П., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участия не принимала; в судебных заседаниях участвовал защитник Ж. - Кердивар Н.С., действующая на основании доверенности, которая обосновывала позицию Ж. по делу. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела также не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 30 октября 2015 года и решение судьи Челябинского областного суда от 09 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Областного казенного учреждения Центр занятости населения г. Златоуста Ж. оставить без изменения, жалобу Ж. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
областного суда
Н.В.КОЗЛОВА