Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Челябинского областного суда от 12.01.2016 N 4а16
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения заявителем вмененного ему административного правонарушения подтвержден представленными доказательствами.


Постановление Челябинского областного суда от 12.01.2016 N 4а16
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения заявителем вмененного ему административного правонарушения подтвержден представленными доказательствами.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 января 2016 г. N 4а16
Судья Закиров А.К. Судья Зарипова Ю.С.
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу Б. на постановление главного государственного инспектора Сосновского муниципального района Челябинской области Е.В.В. N 170013 от 19 мая 2015 года, решение судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 01 сентября 2015 года и решение судьи Челябинского областного суда от 13 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Главы Томинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области Б.,
установил:
постановлением главного государственного инспектора Сосновского муниципального района Челябинской области Е.В.В. N 170013 от 19 мая 2015 года Глава Томинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области Б. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 01 сентября 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 13 ноября 2015 года, постановление главного государственного инспектора Сосновского муниципального района Челябинской области по пожарному надзору от 19 мая 2015 года изменено, исключены ссылки на нарушение должностным лицом пп. 1, 2, 6 постановления главного государственного инспектора Сосновского муниципального района Челябинской области по пожарному надзору от 19 мая 2015 года, размер назначенного административного штрафа снижен до 6 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной на принятые по делу постановления, Глава Томинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области Б. просит их отменить, считая незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу постановления должностного лица и судебных решений не нахожу.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения к административной ответственности Главы администрации Томинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области явились нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проведения 28 апреля 2015 года внеплановой выездной проверки, а именно:
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду "СП 4.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 174.
1. противопожарные расстояния от границ застройки сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) в п. Томинский, д. Мичурино, д. Томино, д. Мичурино по всей протяженности границы населенных пунктов с лесными участками не выполнены не менее 30 метров (СП 4.13.130 ст. 4.14);
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" имеет дату 22.07.2008, а не 04.07.2008.
2. не включены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территории поселения (ФЗ-123 от 04 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 63);
3. водоемы в п. Томинский, д. Мичурино, д. Томино не обеспечены подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года (СП 8.13130.2009 ст. 9 п. 9.4);
4. не организовано обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганде в области пожарной безопасности, не оказано содействие распространению пожарно-технических знаний в с. Долгодеревенское, д. Прохорово (ФЗ-123 от 04 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 63);
5. населенные пункты д. Томино, д. Мичурино не оборудованы наружным противопожарным водоснабжением;
6. допущено выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках населенных пунктов (Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 ППР РФ ст. 72(1)).
По результатам проверки составлен акт N 25 от 28 апреля 2015 года, в котором зафиксированы все выявленные нарушения, которые обоснованы нормами права. Акт получен Б. 28 апреля 2015 года.
В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении Главы администрации Томинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области Б. заместителем начальника ОНД N 17 УНД и ПР ГУ МЧС России по Челябинской области Т.В.В. составлен протокол об административном правонарушении N 78 от 07 мая 2015 года, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановлением главного государственного инспектора Сосновского муниципального района Челябинской области Е.В.В. N 170013 от 19 мая 2015 года Глава администрации Томинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 15 ООО рублей.
При рассмотрении жалобы администрации Томинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области на постановление должностного лица, судьей обоснованно исключены ссылки на нарушение главой администрации пунктов 1, 2, 6, указанных в постановлении.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьей установлено, что Главой администрации Томинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области не выполнены требования законодательства в области пожарной безопасности.
Нарушения, допущенные Главой администрации Томинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области, указанные в пп. 3 - 5 постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства в области пожарной безопасности, и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Факты допущенных нарушений требований пожарной безопасности и виновность Главы администрации Томинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области Б. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении N 78 от 07 мая 2015 года; актом проверки N 25 от 28 апреля 2015 года; распоряжением начальника ОНД N 17 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области N 25 от 31 марта 2015 года о проведении внеплановой выездной проверки.
Указанным доказательствам судьями дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Согласно материалам дела, основанием для проведения внеплановой выездной проверки администрации Томинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области явилось выполнение поручения Правительства РФ от N АХ-П4-733 от 09.02.2015 г. МЧС России, которым поручено провести внеплановые выездные проверки соблюдения требований пожарной безопасности, в том числе в населенных пунктах, имеющих общую границу с лесными участками.
В соответствии с п. 6 распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки N 25 от 31.03.2015 г. в отношении Администрации Томинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области предметом проверки является соблюдение обязательных требований пожарной безопасности.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Они содержатся в технических регламентах, принятых в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, устанавливающих обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, а также в национальных стандартах, сводах правил и иных документах, определяющих требования пожарной безопасности. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Таким образом, соблюдение требований пожарной безопасности в населенных пунктах обеспечивается путем выполнения первичных мер пожарной безопасности.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть 3 отсутствует, имеется в виду часть 3 статьи 14.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные, в том числе, пунктом 9 части 1 данной статьи.
Таким образом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения, соответственно контроль за выполнением Администрацией Томинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области первичных мер пожарной безопасности не выходит за рамки проверки.
В соответствии с подпункта 8 пункта 11 распоряжения N 25 от 31.03.2015 о проведении внеплановой выездной проверки заявителю было предложено для достижения цели проверки представить документы, подтверждающие исполнение первичных мер пожарной безопасности.
На основании изложенного, довод заявителя об истребовании документов, не относящихся к предмету проверки, нельзя признать состоятельным.
Ссылки заявителя на недостоверность сведений в акте проверки об отсутствии журнала учета проверок необоснованны.
Из акта проверки N 25 от 28 апреля 2015 года следует, что журнал учета проверок юридического лица, проводимых органами государственного контроля (надзора), отсутствует, о чем имеются подписи проверяющего должностного лица Т. и главы сельского поселения Б., доказательств обратного должностному лицу представлено не было.
Ссылки в жалобе на то, что в нарушение положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проведение проверки не согласовано с органами прокуратуры, несостоятельны.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Таким образом, наличие поручения Правительства о проведении внеплановых выездных проверок на территории РФ не требует наличие дополнительных распорядительных актов от органов прокуратуры.
Положения требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки соблюдены. Оснований, предусмотренных ст. 20 указанного Закона, влекущих недействительность результатов проверки, по делу не установлено.
Выявленные в ходе проверки в помещениях нарушения требований пожарной безопасности обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства, зафиксированы в акте проверки.
Доводы жалобы о том, что судебными инстанциями не установлен факт непринятия мер по организации обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганде в области пожарной безопасности, оказанию содействия распространению пожарно-технических знаний, безосновательны.
Согласно Федерального закона N 123-ФЗ от 04 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний.
Из п. 17 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390) следует, что на период устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды, а также при введении особого противопожарного режима на территориях поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, на предприятиях осуществляется проведение соответствующей разъяснительной работы с гражданами о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" противопожарная пропаганда - целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.
При этом материалами дела установлено, что администрация Томинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области на момент проведения проверки не проводила пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности в п. Томинский, д. Томино, д. Мичурино. При этом непроведение указанных мероприятий влияет на уровень знания гражданами требований пожарной безопасности, что в дальнейшем приводит к возникновению пожаров, причиняющих вред жизни, здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц.
Оснований не доверять сведениям инспектора по пожарному надзору о том, что на момент проведения проверки установлены вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, не имеется, в ходе рассмотрения дела их наличие не было опровергнуто.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". В соответствии со ст. 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно. Выводы о наличии в действиях Главы администрации Томинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, являются обоснованными.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу решений, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, в соответствии с требованиями законодательства, при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении и судебных решений не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. (л.д. 13).
Постановление вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ, в нем содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушений, квалификация деяния, копия постановления получена 21 мая 2015 года.
Порядок и срок давности привлечения Главы администрации Томинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области Б. к административной ответственности не нарушены. Административное наказание, с учетом изменений, внесенных судебным решением, назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, является справедливым.
Ссылки в жалобе на судебные постановления по делам N 12-123/2012, 3-477/12, 3-478/12, А76-8977/2012 не могут быть приняты во внимание, поскольку обстоятельств, имеющих значение для данного дела об административном правонарушении, они не устанавливают.
Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление главного государственного инспектора Сосновского муниципального района Челябинской области Е.В.В. N 170013 от 19 мая 2015 года, решение судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 01 сентября 2015 года и решение судьи Челябинского областного суда от 13 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Главы администрации Томинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области Б. оставить без изменения, жалобу Б. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
областного суда
Н.В.КОЗЛОВА