Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Челябинского областного суда от 04.05.2012 по делу N 4а12-257
Судебные акты делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, оставлены без изменения, так как факт совершения правонарушения подтвержден материалами дела, порядок и срок давности привлечения к ответственности не нарушены, наказание назначено в пределах санкции статьи.

Постановление Челябинского областного суда от 04.05.2012 по делу N 4а12-257
Судебные акты делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, оставлены без изменения, так как факт совершения правонарушения подтвержден материалами дела, порядок и срок давности привлечения к ответственности не нарушены, наказание назначено в пределах санкции статьи.


Содержание


ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2012 г. по делу N 4а12-257
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу защитника Ш. - Рамазановой Н.Р. на постановление государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору от 26 декабря 2011 г., решение судьи Кусинского районного суда Челябинской области от 18 января 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении заведующей Кусинской детской библиотекой МУК "Централизованная библиотечная система" Ш.,
установил:
постановлением государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору от 26 декабря 2011 г. должностное лицо - заведующая Кусинской детской библиотекой МУК "Централизованная библиотечная система" (далее - Кусинская детская библиотека МУК "ЦБС") Ш. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Кусинского районного суда Челябинской области от 18 января 2012 г. постановление государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору от 26 декабря 2011 г. оставлено без изменения.
В жалобе защитника Ш. - Рамазановой Н.Р., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене указанных постановления должностного лица и судебного решения ввиду их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения судебных постановлений не нахожу.
Как следует из материалов дела, а также установлено судьей районного суда, 22 декабря 2011 г. инспектором отдела надзорной деятельности N 1 по пожарному надзору проведена плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях Кусинской детской библиотеки МУК "ЦБС", расположенной по адресу: Челябинская область, г. Куса, ул. ***.
В ходе проверки установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: помещения библиотеки не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (ст. 54 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, СП 5.13130.2009, табл. А3, п. 38); помещения библиотеки не оборудованы системой оповещения людей о пожаре (ст. 54 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, СП 3.13130.2009, табл. 2, п. 6), что подтверждается актом проверки N 870 от 22 декабря 2011 г. (л.д. 13 - 14).
По выявленным фактам правонарушений государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору в отношении заведующей Кусинской детской библиотекой МУК "ЦБС" Ш. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 18).
Постановлением инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору от 26 декабря 2011 г. заведующая Кусинской детской библиотекой МУК "ЦБС" Ш. привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей (л.д. 19 - 21).
Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Поскольку факт совершения Ш. административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, объяснениями Ш., другими доказательствами, то вывод о наличии в действиях Ш. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, является правильным.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также* выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях.
Согласно ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313, установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Доводы жалобы о том, что субъектом указанного административного правонарушения является юридическое лицо, в связи с чем в действиях Ш. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.
Субъектом указанного административного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридические лица, нарушающие требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Согласно распоряжению директора МУК "ЦБС" Р. N 1 от 28 января 2011 г. "О порядке обеспечения пожарной безопасности на территориях и в помещениях МУК "ЦБС" Кусинского МР" заведующая Кусинской детской библиотекой МУК "ЦБС" Ш. назначена лицом, ответственным за пожарную безопасность (противопожарное состояние) в помещениях Кусинской детской библиотеки (л.д. 17).
Следовательно, должностное лицо - заведующая Кусинской детской библиотекой МУК "ЦБС" Ш. является надлежащим субъектом указанного административного правонарушения.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доводы о том, что Ш. предпринимала необходимые меры по соблюдению требований пожарной безопасности, но не имела возможности выполнить их в полном объеме ввиду недостаточного финансирования, проверялись судьей районного суда, обоснованно отвергнуты с приведением в судебном постановлении надлежащих мотивов.
Приобщенные к материалам дела бюджетные ассигнования на 2011 г., 2012 г., а также приложенные к рассматриваемой жалобе письменные обращения к руководителю Управления культуры от 11 января 2010 г., 12 января 2010 г. о выделении бюджетных средств на проведение противопожарных мероприятий, не свидетельствуют о том, что заведующая Кусинской детской библиотекой МУК "ЦБС" Ш. предпринимала все зависящие от нее меры по соблюдению законодательства в сфере пожарной безопасности. Сведений о том, что Ш. уведомила органы государственного пожарного надзора о невозможности выполнения предписания, обращалась с ходатайством о продлении срока исполнения требований, содержащихся в предписании, в материалах дела также не имеется.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что должностным лицом - заведующей Кусинской детской библиотекой МУК "ЦБС" Ш. не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению законодательства в сфере пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах вывод о наличии в действиях Ш. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, является обоснованным.
Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины Ш. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Нарушений закона, влекущих отмену постановления должностного лица и судебного решения, не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Назначенное Ш. наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей снижению не подлежит, поскольку по своему размеру указанное наказание является минимальным, назначено с учетом характера совершенного правонарушения, данных о личности виновной, ее имущественного положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность (наличие несовершеннолетних детей), отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также основано на данных, подтверждающих необходимость применения к ней указанной меры ответственности, ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При таких обстоятельствах, ссылки на то, что ежемесячная заработная плата Ш. составляет 5 210 рублей 57 копеек, не могут служить основанием для изменения принятых по делу постановления должностного лица и судебного решения.
Кроме того, КоАП РФ не предусматривает возможность назначения наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией применяемой нормы. Поэтому инспектор по пожарному надзору не вправе был назначить должностному лицу - Ш. наказание ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, либо применить наказание, не предусмотренное данной нормой.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12 - 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору от 26 декабря 2011 г., решение судьи Кусинского районного суда Челябинской области от 18 января 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении заведующей Кусинской детской библиотекой МУК "ЦБС" Ш. оставить без изменения, а жалобу защитника Ш. - Рамазановой Н.Р. - без удовлетворения.