Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Челябинского областного суда от 04.05.2012 по делу N 4а12-254
Судебный акт по делу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, оставлен без изменения, поскольку вывод о наличии в действиях лица составов административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, является обоснованным; порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Постановление Челябинского областного суда от 04.05.2012 по делу N 4а12-254
Судебный акт по делу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, оставлен без изменения, поскольку вывод о наличии в действиях лица составов административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, является обоснованным; порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.


Содержание


ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2012 г. по делу N 4а12-254
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу защитника П. - Рамазановой Н.Р. на постановление государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору от 26 декабря 2011 г., решение судьи Кусинского районного суда Челябинской области от 18 января 2012 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3, и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении заведующей Петропавловской библиотекой МУК "Централизованная библиотечная система" П.,
установил:
постановлением государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору от 26 декабря 2011 г. должностное лицо - заведующая Петропавловской библиотекой МУК "Централизованная библиотечная система" (далее - Петропавловская библиотека МУК "ЦБС") П. привлечена к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ и, с учетом требований ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Кусинского районного суда Челябинской области от 18 января 2012 г. постановление государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору от 26 декабря 2011 г. оставлено без изменения.
В жалобе защитника П. - Рамазановой Н.Р., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене указанных постановления должностного лица и судебного решения ввиду их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и судебного решения не нахожу.
Как следует из материалов дела, а также установлено судьей районного суда, 22 декабря 2011 г. инспектором отдела надзорной деятельности N 1 по пожарному надзору проведена плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях Петропавловской библиотеки МУК "ЦБС", расположенной по адресу: Челябинская область, с. ***.
В ходе проверки установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: в помещении библиотеки на окнах установлены глухие металлические решетки (ППБ 01-03, п. 40); эксплуатация отопительной печи производится без присмотра (ППБ 01-03, п. 70); помещения библиотеки не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (ст. 54 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, СП 5.13130.2009, п. 38 табл. А3); помещения библиотеки не оборудованы системой оповещения людей о пожаре (ст. 54 Федерального закона от 22 июня 2008 г. N 123-ФЗ, СП 3.13130.2009, п. 6 табл. 2), стена тамбура входа отделана горючими материалами (деревянной рейкой) (ППБ 01-03, п. 53), что подтверждается актом проверки N 870 от 22 декабря 2011 г. (л.д. 29 - 30).
По выявленным фактам правонарушений государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору в отношении заведующей Петропавловской библиотекой МУК "ЦБС" П. составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 34, 35, 36).
Постановлением инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору от 26 декабря 2011 г. заведующая Петропавловской библиотекой МУК "ЦБС" П. привлечена к административной ответственности по ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ и, с учетом требований ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей (л.д. 37 - 40).
Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Часть 3 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Поскольку факт совершения П. административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколами об административных правонарушениях, актом проверки, объяснениями П., другими доказательствами, то вывод о наличии в действиях П. состава административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, является правильным.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях.
Согласно ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313, установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Доводы жалобы о том, что субъектом указанных административных правонарушений является юридическое лицо, в связи с чем в действиях П. отсутствует состав административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.
Субъектом указанных административных правонарушений могут быть граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридические лица, нарушающие требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Согласно распоряжению директора МУК "ЦБС" Р. N 1 от 28 января 2011 г. "О порядке обеспечения пожарной безопасности на территориях и в помещениях МУК "ЦБС" Кусинского МР" заведующая Петропавловской библиотекой МУК "ЦБС" П. назначена лицом, ответственным за пожарную безопасность (противопожарное состояние) в помещениях Петропавловской библиотеки (л.д. 33). Следовательно, должностное лицо - заведующая Петропавловской библиотекой МУК "ЦБС" П. является надлежащим субъектом указанного административного правонарушения.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доводы о том, что П. предпринимала необходимые меры по соблюдению требований пожарной безопасности, но не имела возможности выполнить их в полном объеме ввиду недостаточного финансирования, проверялись судьей районного суда, обоснованно отвергнуты с приведением в судебном постановлении надлежащих мотивов.
Приобщенные к материалам дела бюджетные ассигнования на 2011 г., 2012 г., а также приложенные к рассматриваемой жалобе письменные обращения к руководителю Управления культуры от 11 января 2010 г., 12 января 2010 г. о выделении бюджетных средств на проведение противопожарных мероприятий, не свидетельствуют о том, что заведующая Петропавловской библиотекой МУК "ЦБС" П. предпринимала все зависящие от нее меры по соблюдению законодательства в сфере пожарной безопасности. Сведений о том, что П. уведомила органы государственного пожарного надзора о невозможности выполнения предписания, обращалась с ходатайством о продлении срока исполнения требований, содержащихся в предписании, в материалах дела также не имеется.
Установленный факт правонарушений свидетельствует о том, что должностным лицом - заведующей Петропавловской библиотекой МУК "ЦБС" П. не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению законодательства в сфере пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах вывод о наличии в действиях П. составов административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, является обоснованным.
Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины П. в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Нарушений закона, влекущих отмену постановления должностного лица и судебного решения, не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Назначенное П. наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей снижению не подлежит, поскольку назначено с учетом требований ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ. Также при назначении наказания учтены характер совершенного правонарушения, данные о личности виновной, ее имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также основано на данных, подтверждающих необходимость применения к ней указанной меры ответственности, ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При таких обстоятельствах, ссылки на то, что ежемесячная заработная плата П. составляет 6 502 рубля 57 копеек, не могут служить основанием для изменения принятых по делу постановления должностного лица и судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12 - 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору от 26 декабря 2011 г., решение судьи Кусинского районного суда Челябинской области от 18 января 2012 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3, и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении заведующей Петропавловской библиотекой МУК "Централизованная библиотечная система" П. оставить без изменения, а жалобу защитника П. - Рамазановой Н.Р. - без удовлетворения.