Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Президиума Ставропольского краевого суда от 18.04.2019 N 44Г-48/2019
Требование: О признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты, признании незаконными действий комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец обратился к ответчику с рапортом о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако получил отказ.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Президиума Ставропольского краевого суда от 18.04.2019 N 44Г-48/2019
Требование: О признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты, признании незаконными действий комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец обратился к ответчику с рапортом о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако получил отказ.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное постановление имеет номер 44Г-48/2019, а не 44г-92/19. | |
ПРЕЗИДИУМ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2019 г. N 44г-92/19
Р/с: Крикун А.Д.,
ГСК: Киселев Г.В.
Журавлева О.В. (докл.)
Безгинова Л.А.
Президиум Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Переверзевой В.А.,
членов президиума Кудрявцевой А.В., Бурухиной М.Н., Песоцкого В.В., Блинникова В.А., Савина А.Н.,
секретаря судебного заседания К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Д.Г. к ФСИН России, УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты,
направленное в президиум определением судьи краевого суда Переверзевой В.А. от 25.03.2019 по кассационной жалобе представителя УФСИН по СК по доверенности Г. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 19.07.2018 и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19.12.2018,
заслушав доклад судьи Переверзевой В.А.,
установил:
Д.Г. обратился в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Ставропольскому краю, в котором просил признать решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов в ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе N 100 от 24.11.2016 в части отказа истцу и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты - незаконным. Обязать ФСИН России поставить на учет, с момента первоначального обращения (с 26.06.2014 - дата подачи рапорта) для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истца с составом семьи из пяти человек. Признать незаконными действия комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по предварительной проверке, содержащихся в документах истца, представленных для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369.
Истребовать от ФСИН России и УФСИН России по СК выписку из протокола N 100 от 24.11.2016 и другие необходимые документы по данному делу.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 19.07.2018, оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19.12.2018, исковые требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов в ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе N 100 от 24.11.2016 в части отказа Д.Г. и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обязал ФСИН России поставить на учет с 26.06.2014 для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Д.Г. с составом семьи из четырех человек: Д.Г., <...> года рождения, супруга истца - Д. (Л.) <...> года рождения, сын - Д.К. <...> года рождения, член семьи - Л. <...> года рождения. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Г., действующий в интересах УФСИН по СК, ссылаясь на незаконность и необоснованность вынесенных по делу судебных актов, ставит вопрос об их отмене.
По кассационной жалобе дело истребовано в краевой суд и передано для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - президиум Ставропольского краевого суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя УФСИН по СК по доверенности Г., а также Д.Г. президиум находит, что имеются основания для отмены апелляционного
определения с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
В соответствии с требованиями
ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения были допущены при рассмотрении гражданского дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Д.Г. проходил службу в системе ФСИН России в звании капитана внутренней службы в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ставропольскому краю. 12.05.2017 истец был уволен со службы на пенсию по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Выслуга лет на 12.05.2017 составила в календарном исчислении - 14 лет 11 месяцев 16 дней; в льготном исчислении - 20 лет 06 месяцев 04 дня.
26.06.2014 истец обратился с рапортом на имя директора ФСИН России К.Г. о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Выслуга лет Д.Г. на 26.06.2014 составила 10 лет 4 месяца 3 дня.
На момент подачи рапорта 26.06.2014 Д.Г. состоял в зарегистрированном браке с Долиной (Л., П.) Н.А. с 22.04.2011, имел сына Д.К. <...> года рождения. Также совместно с заявителем проживала дочь супруги от первого брака - Л. <...> года рождения.
Д.Г. с 03.11.2010, его супруга Д.Н. 05.07.2012, сын с 08.09.2011, дочь супруги от первого брака Л. с 20.07.2012 постоянно зарегистрированы по адресу: Ставропольский край, (...). Данное жилое помещение общей площадью 33,90 кв. м принадлежит на праве долевой собственности по 1/4 доле Д.Г., его супруге Д.Н., сыну Д.К., дочери супруги от первого брака Л.
Комиссией УФСИН России по Ставропольскому краю 08.07.2014 направлены документы для получения единовременной выплаты в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты Д.Г. с семьей в составе 4-х человек.
Согласно выписке из протокола N 100 от 24.11.2016 заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, Д.Г. и членам его семьи отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с непредставлением всех необходимых документов, указанных в п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2013 N 369, а также на основании п. 12 Правил в связи с ухудшением жилищных условий в 2012 году.
Отказ комиссии мотивирован тем, что не представлены выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на имевшиеся объекты недвижимого имущества по предыдущим фамилиям супруги заявителя. Также не представлено свидетельство о государственной регистрации права на 2/3 доли жилого дома расположенного по адресу: Ставропольский край, (...), где до 05.07.2012 была зарегистрирована супруга заявителя Д.Н. Согласно выпискам ЕГРП заявителю 12.10.2010 принадлежало жилое помещение по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, (...). 06.04.2012 Д.Г. подарил 1/4 долю Л. и членам своей семьи по 1/4 доле.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Д.Г. о признании незаконным решения комиссии ФСИН России об отказе Д.Г. в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании за Д.Г. права на получение единовременной социальной выплаты на состав семьи четыре человека, обязании принять Д.Г. на учет на получение единовременной социальной выплаты с 26.06.2014, суд первой инстанции ссылался на положения
ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил предоставления единовременной социальной выплаты,
Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФСИН России от 16.10.2014 N 550, и пришел к выводу, что решение комиссии ФСИН России об отказе Д.Г. в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты является необоснованным и не соответствующим положениям нормативных актов, регламентирующих спорные отношения.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что в п. 5 Правил не содержится указания на необходимость представления документов БТИ и ЕГРП на предыдущие фамилии супруги заявителя. Поскольку матери супруги П. принадлежит на праве собственности 1/3 доля в жилом доме по (...), где с 29.07.2003 по 05.07.2012 была зарегистрирована Д.Н., оснований предоставления сведений о собственнике 2/3 доли у Д.Г., по мнению суда, не имелось. Также по мнению суда, несостоятельным является довод комиссии ФСИН России об ухудшении Д.Г. жилищных условий в связи с заключением в 2012 году договора дарения долей квартиры по ул. (...) с Д.Н., Д.К. и Л., поскольку спорная квартира была приобретена Д.Г. в 2010 году за счет кредита, на погашение которого были потрачены средства материнского капитала. На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что отказ в постановке истца на учет на получение социальной выплаты для приобретения жилья является неправомерным, у Д.Г. имеется право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи им 26.06.2014 рапорта с приложением документов в комиссию ФСИН России.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Между тем, с данными выводами судов президиум согласиться не может, ввиду следующего.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (
п. 3 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (
п. 4 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (
п. 5 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ); проживает в общежитии (
п. 6 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (
п. 7 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Часть 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В данной правовой норме приведен примерный перечень действий сотрудника и (или) членов его семьи, которые относятся к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника.
Согласно
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (
ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения) (подпункт "з" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.03.2015 N 416-О).
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в
статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судом первой инстанции, приведенные нормативные положения в их системной взаимосвязи к спорным отношениям не применены.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Д.Г. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление заявителем в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а именно информации о принадлежности 2/3 доли жилого по ул. (...), где с 29.07.2003 по 05.07.2012 была зарегистрирована Д.Н., а также выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на имевшиеся объекты недвижимого имущества по предыдущим фамилиям супруги заявителя.
Делая вывод о том, что такой отказ не соответствует положениям нормативных актов, регулирующих спорные отношения, суд первой инстанции не учел, что наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению (рапорту) сотрудника документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Судом не принято во внимание, что, заявителем было представлено уведомление об отсутствии в ЕГРП сведений о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у его супруги объекты недвижимого имущества без учета ее добрачной фамилии (Л., П.), т.е. им не был документально подтвержден факт отсутствия в ее собственности жилых помещений на всей территории Российской Федерации, т.е. не были представлены в полном объеме документы, предусмотренные подпунктом "и" пункта 5 Правил.
Каких-либо документов, подтверждающих невозможность получения указанных документов, предусмотренных
п. 5 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 N 369, Д.Г. на рассмотрение комиссии УФСИН не представил.
Таким образом, отсутствие документов, подтверждающих наличие или отсутствие в собственности проживающего совместно с сотрудником члена его семьи (супруги) жилых помещений, зарегистрированных на добрачные ее фамилии, в данном случае не позволило комиссии в рамках рассмотрения требований пп. "и" п. 5 Правил, ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, п. 12 Правил сделать вывод о наличии либо отсутствии в собственности супруги сотрудника жилых помещений, в том числе проверить действия, связанные с возможным ухудшением ею жилищных условий, в то время как данные обстоятельства являются существенными для принятия решения о наличии у сотрудника права на получение единовременной социальной выплаты и постановке его на учет.
Кроме того, из материалов дела следует, что супруга истца Д. (Л., П.) Н.А. с 29.07.2003 по 05.07.2012 была постоянно зарегистрирована в жилом помещении (дом), расположенном по адресу: Ставропольский край, (...). Согласно свидетельству о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 09.10.2002 собственником 1/3 доли данного жилого помещения является П. При этом, как следует из выписки протокола N 100 от 24.11.2016 заседания комиссии ФСИН России, истцом было представлено свидетельство о государственной регистрации права только на 1/3 долю П., сведений о том, кому принадлежат остальные 2/3 доли жилого помещения, комиссии не представлено.
Вследствие чего, отсутствие информации о собственнике 2/3 доли в указанном домовладении не позволяет сделать однозначный вывод об обеспеченности членов семьи заявителя жилым помещением, нуждаемости их в улучшении жилищных условий, проанализировать действия заявителя на предмет возможного ухудшения жилищных условий.
Кроме того, Д.Г., обращаясь 26.06.2014 с рапортом о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в состав семьи включил дочь супруги от первого брака - Л. <...> года рождения, при этом, как указано в выписке из протокола N 10 от 24.11.2016 заседания комиссии ФСИН России, свидетельства об усыновлении Л. заявителем представлено не было. Согласно материалам дела, решение об удовлетворении требований Д.Н. действующей в интересах несовершеннолетней Л., и признании Л. членом семьи Д.Г. было вынесено Кочубеевским районным судом 03.02.2017, вступило в законную силу 10.03.2017 (л.д. 34 - 39), то есть после подачи Д.Г. рапорта 26.06.2014 и заседания комиссии ФСИН России 24.11.2016, что не было учтено судами при вынесении обжалуемых судебных постановлений и возложении обязанности на ФСИН России поставить на учет с 26.06.2014 для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Д.Г. с составом семьи из четырех человек.
Вывод суда о том, что комиссия УФСИН России по Ставропольскому краю при принятии от Д.Г. рапорта с пакетом документов не выявила недостатков, соответственно заявителем были представлены все необходимые документы, противоречит положениям
Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 и
Порядку формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФСИН России от 16.10.2014 N 550, согласно которым, проверка полноты и достоверности документов, подлежащих представлению одновременно с заявлением, отнесена к компетенции ФСИН России, а не его территориального управления.
Однако данные обстоятельства, исходя из подлежащих применению к отношениям сторон приведенных выше норм материального права, не получили должной правовой оценки судами первой и апелляционной инстанции.
В силу
части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с
частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Изложенное свидетельствует о том, что судами, в нарушение приведенных положений
статей 56,
196 ГПК РФ, не установлены обстоятельства, имеющие правовое значение для правильного разрешения настоящего спора.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (
пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), вследствие чего, а также с учетом необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства (
статья 6.1 ГПК РФ), апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19.12.2018 подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей.
Как следует из разъяснений, изложенных в
п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", если судьей вынесено определение о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании, в резолютивной части постановления (определения) суда кассационной инстанции, вынесенного в судебном заседании, указывается об отмене приостановления исполнения решения суда.
Поскольку Президиум Ставропольского краевого суда пришел к выводу об отмене апелляционного
определения судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19.12.2018, которым решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 19.07.2018 оставлено без изменения, то приостановление исполнения данного решения в соответствии с определением судьи Ставропольского краевого суда от 08.02.2019 подлежит отмене.
постановил:
апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19.12.2018 отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Приостановление исполнения решения Ленинского районного суда г. Ставрополя от 19.07.2018, оставленного без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19.12.2018, принятого на основании кассационного определения судьи Ставропольского краевого суда от 08.02.2019, - отменить.
Председательствующий
В.А.ПЕРЕВЕРЗЕВА