Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.12.2019 N 16-556/2019
Обстоятельства: Определением возвращена жалоба без рассмотрения по существу на судебный акт по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в связи с тем, что жалоба подписана не уполномоченным на то лицом.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.12.2019 N 16-556/2019
Обстоятельства: Определением возвращена жалоба без рассмотрения по существу на судебный акт по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в связи с тем, что жалоба подписана не уполномоченным на то лицом.
Решение: Определение оставлено без изменения.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2019 г. N 16-556/2019
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу на определение Коченевского районного суда Новосибирской области от 30.07.2019 г. о возвращении жалобы без рассмотрения по существу и определение Новосибирского областного суда от 17.09.2019 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении закрытого акционерного общества "Чистополье",
установил:
постановлением главного государственного инспектора Коченевского и Чулымского районов Новосибирской области по пожарному надзору от 17.06.2019 N 0141 ЗАО "Чистополье" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Определением Коченевского районного суда Новосибирской области от 30.07.2019 жалоба ЗАО "Чистополье" на постановление от 17.06.2019 N 0141 возвращена без рассмотрения.
Определением Новосибирского областного суда от 17.09.2019 определение от 30.07.2019 оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ЗАО "Чистополье" Б. просит об отмене определений, приводя доводы о их незаконности.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью защитника. Названное право служит гарантией осуществления других закрепленных в
Конституции Российской Федерации прав: на получение квалифицированной юридической помощи (
часть 2 статьи 48 Конституции Российской Федерации), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (
часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации), на судебную защиту (
статья 46 Конституции Российской Федерации), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (
часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации) - и находится во взаимосвязи с ними.
Анализ
статей 55,
71 и
76 Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что законодатель вправе конкретизировать содержание права на получение квалифицированной юридической помощи и права пользоваться помощью защитника и устанавливать правовые механизмы его осуществления, условия и порядок реализации, не допуская при этом искажения существа данного права, самой его сути, и введения таких его ограничений, которые не согласовывались бы с конституционно значимыми целями.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из системного толкования
части 1 статьи 25.1 и
частей 1,
2 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в целях реализации гарантий права указанного лица на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.
При этом если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в
части 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Поскольку
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям
частей 2 и
3 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя.
Право представителя, в частности, на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должно быть специально оговорено в доверенности.
Соответствующие разъяснения содержит
пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Данные положения направлены на создание надлежащего процессуального механизма защиты прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя. Такого вывода придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации в
Определении от 28 января 2016 г. N 91-О.
Из материалов дела следует, что 26 июня 2019 г. жалоба на постановление главного государственного инспектора Коченевского и Чулымского районов Новосибирской области по пожарному надзору от 17.06.2019 N 0141 подана представителем Л.
В подтверждение полномочий указанного лица приложена доверенность от 3 июня 2019 г.
Возвращая определением от 30 июля 2019 г. названную жалобу без рассмотрения по существу, судья Коченевского районного суда Новосибирской области исходил из того, что она подписана не уполномоченным на то лицом, поскольку означенной доверенностью Л. не предоставлено право на подписание жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, соответствующее право в доверенности специально не оговорено.
Новосибирский областной суд, рассмотрев жалобу на указанное определение, оставил его без изменения определением от 17.09.2019.
Поводов не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций не имеется.
Определения приняты в соответствии с нормами
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом позиции, выраженной в
Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5, и фактических обстоятельств дела.
Правовых оснований для отмены или изменения указанных определений не имеется.
При этом следует отметить, что законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не лишен возможности лично или с привлечением защитника обратиться с жалобой на постановление должностного лица в порядке, предусмотренном
статьями 30.12 -
30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
определение Коченевского районного суда Новосибирской области от 30.07.2019 г. о возвращении жалобы без рассмотрения по существу и определение Новосибирского областного суда от 17.09.2019 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении закрытого акционерного общества "Чистополье", оставить без изменения, жалобу законного представителя ЗАО "Чистополье" Б. - без удовлетворения.
Судья
И.В.КОНКИНА