Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Саратовского областного суда от 26.09.2014 по делу N 4А-618/14
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как был установлен факт нарушения предприятием противопожарного законодательства.


Постановление Саратовского областного суда от 26.09.2014 по делу N 4А-618/14
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как был установлен факт нарушения предприятием противопожарного законодательства.

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2014 г. по делу N 4А-618/14
Заместитель председателя Саратовского областного суда Борисов О.В., рассмотрев жалобу ЗАО "Тандер" на постановление судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 21.04.2014, решение судьи Саратовского областного суда от 25.07.2014 о привлечении закрытого акционерного общества "Тандер" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ,
установил:
постановлением судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 21.04.2014 ЗАО "Тандер" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150000 руб.
Решением судьи Саратовского областного суда от 25.07.2014 указанное постановление изменено, размер назначенного ЗАО "Тандер" административного наказания снижен с административного штрафа в сумме 150000 рублей до административного штрафа в сумме 100000 рублей.
В жалобе, поданной в порядке надзора, заявитель просит принятые в отношении него судебные постановления отменить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. Полагает, что общество было неправомерно привлечено к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение, так как на момент обнаружения административного правонарушения (02.04.2014) еще не вступило в законную силу постановление административного органа от 07.11.2013. Ссылается на то, что судом неправомерно изменена квалификация правонарушения, поскольку административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, к подведомственности судьи районного суда не относится.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела постановлением главного государственного инспектора Балашовского района по пожарному надзору от 07.11.2013 года ЗАО "Тандер" привлечено к административной ответственности по ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, за несоблюдение требований пожарной безопасности противопожарного состояния помещений ЗАО "Тандер", расположенных по адресу: <адрес>, выразившихся, в частности в отношении помещения, расположенного по адресу: <адрес> в том, что запоры дверей эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; двери помещений склада для хранения товаров (кладовой) имеют пределы огнестойкости менее 0,5 часа (30 минут); ширина дверей эвакуационных выходов менее 1,2 метра (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).
Согласно протоколу осмотра от 27.03.2014 года в период времени с 10 часов 40 минут до 11 часов 20 минут 27.03.2014 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности противопожарного состояния территорий, зданий и помещений ЗАО "Тандер", осуществляющего свою деятельность по адресу: <адрес> в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности - Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"; "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, а именно: в помещениях здания магазина ширина дверей эвакуационных выходов менее 1,2 метра; в помещении торгового зала магазина запор двери эвакуационного выхода не обеспечивает возможность ее свободного открывания изнутри без ключа. Ответственность за совершение данных нарушений предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
По факту проведенной 27.03.2014 года проверки в отношении ЗАО "Тандер" государственным инспектором Балашовского района по пожарному надзору 02.04.2014 года был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 5 ст. 20.4. КоАП РФ за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 года N 69-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.
Частью 3 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ предусмотрено, что лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В настоящее время требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, определены Правилами противопожарного режима.
Кроме того, наряду с Правилами противопожарного режима также действуют и иные нормативные документы по пожарной безопасности, и нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности, утвержденные в установленном порядке (статьи 1, 2 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ).
Принимая во внимание установленные внеплановой проверкой факты нарушения ЗАО "Тандер" законодательства, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о наличии в действиях ЗАО "Тандер" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Судом были полно и всесторонне оценены доказательства, представленные в материалы дела, всем им дана надлежащая правовая оценка в их совокупности. Оснований для переоценки представленных доказательств не усматривается.
Доводы заявителя о том, что общество было неправомерно привлечено к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение, несостоятельны, поскольку надзорный орган выявил два события правонарушения и ЗАО "Тандер" привлечено к ответственности за два различных правонарушения.
При этом привлечение общества к административной ответственности за правонарушение, аналогичное ранее совершенному, не может рассматриваться как привлечение к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.
Также не могут быть приняты во внимание доводы о том, что судом неправомерно изменена квалификация правонарушения.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Переквалификация действий ЗАО "Тандер" согласуется с положениями пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении и пересмотра постановления и решения по делу об административном правонарушении, установленный главой 29 и 30 КоАП РФ, судьями соблюден. Судебные акты вынесены в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивированы и отвечают требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ.
Нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено и правовых оснований для отмены судебных постановлений в порядке надзора не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, 30.18 и 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 21.04.2014, решение судьи Саратовского областного суда от 25.07.2014 о привлечении закрытого акционерного общества "Тандер" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.