Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Саратовского областного суда от 20.11.2014 по делу N 4А-702/2014
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения административного правонарушения доказан.
Дополнительно: Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут не только собственники имущества, но и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.


Постановление Саратовского областного суда от 20.11.2014 по делу N 4А-702/2014
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения административного правонарушения доказан.
Дополнительно: Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут не только собственники имущества, но и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2014 г. по делу N 4А-702/2014
Заместитель председателя Саратовского областного суда Борисов О.В., рассмотрев жалобу Б. на решение судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 10.07.2014 и решение судьи Саратовского областного суда от 12.08.2014 по делу по жалобе Б. на постановление государственного инспектора г. Саратова по пожарному надзору N 61/4 от 28.04.2014 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении председателя правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Б.,
установил:
постановлением государственного инспектора г. Саратова по пожарному надзору N 61/4 от 28.04.2014 председатель правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Решением судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 10.07.2014, оставленным без изменения решением судьи Саратовского областного суда от 12.08.2014, постановление государственного инспектора оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в областной суд, Б. просит состоявшиеся по делу постановления отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что в ее действиях отсутствовал состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ; проверка проведена с грубыми нарушениями закона; требования правил пожарной безопасности в помещении, занимаемом возглавляемой ею организации соблюдались, о чем свидетельствуют представленные доказательства; осуществляя проверку, работник прокуратуры вышел за пределы своих полномочий; с актом проверки ее не ознакомили; возглавляемая ею организация является не собственником, а арендатором помещения.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Как следует из материалов дела, 08.04.2014 в ходе проведения прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова совместно с отделом надзорной деятельности по г. Саратову ГУ МЧС России по Саратовской области проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации нежилых помещений, занимаемых НП "Гуманитарный центр Хаббарда", были выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, а именно: для отделки путей эвакуации (стены коридора, тамбура) применены горючие отделочные материалы в нарушение ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", пункта 6.25* СНиП 21-01.97*); основной эвакуационный путь загроможден различными материалами в нарушение п. 36 Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390; руководителем организации и ответственным лицом по пожарной безопасности не пройдено обучение по пожарно-техническому минимуму, не проведен противопожарный инструктаж в нарушение ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п. 3 Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390; не ведется учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей в специальном журнале в нарушение ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п. 478 Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения 11.04.2014 заместителем прокурора Фрунзенского района г. Саратова постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении должностного лица, ответственного за соблюдение требований пожарной безопасности - председателя правления НП "Гуманитарный центр Хаббарда" Б.
28.04.2014 государственным инспектором г. Саратова по пожарному надзору было вынесено постановление N 61/4, которым Б. привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, на нее наложен административный штраф в размере 15 000 руб.
При рассмотрении дела судьями районного и областного судов полно и всесторонне исследованы обстоятельства, имеющие значение для разрешения данного дела, на основании надлежащей правовой оценки доказательств в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ судебные инстанции пришли к выводу о правомерности привлечения Б. к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Б. состава административного правонарушения со ссылкой на наличие в момент проверки запрашиваемых документов, сводятся к переоценке имеющихся по делу доказательств, оснований для которой не имеется.
Ссылка в жалобе на то, что в отношении Б. не имеется ни одного из указанных в ст. 26.2 КоАП РФ доказательств, которые бы позволяли установить наличие в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, несостоятельна.
Перечень доказательств, изложенных в ст. 26.2 КоАП РФ, на основании которых устанавливаются обстоятельства, подлежащие выяснению по делу, не является исчерпывающим.
По настоящему делу совокупность имеющихся по делу доказательств: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, акт проверки требований пожарной безопасности, справка, пояснения участников процесса, получивших надлежащую правовую оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями КоАП РФ, позволила установить обстоятельства правонарушения и вину Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы о допущенных при проверке нарушениях положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" являлись предметом исследования судебных инстанций и признаны несостоятельными, поскольку положения указанного Закона не применяются при осуществлении прокурорского надзора. Суждения заявителя в указанной части основаны на неверном толковании норм права и не могут служить основанием для отмены принятых по делу постановлений.
Ссылку в жалобе на то, что участие представителя прокуратуры в проверке пожарной безопасности не основано на законе, нельзя признать обоснованной, поскольку анализ положений Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", регулирующих полномочия прокуратуры, позволяет сделать вывод о том, что представитель прокуратуры, участвуя в проведении проверки соблюдения требований пожарной безопасности в НП "Гуманитарный центр Хаббарда", действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
Несостоятельной является и ссылка заявителя на то, что возглавляемая ею организация является не собственником, а арендатором помещения, поскольку согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут не только собственники имущества, но и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Вопреки утверждениям жалобы каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Б. не допущено.
Наказание Б. назначено в пределах санкции ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя и с учетом обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность.
Оснований для отмены в порядке надзора состоявшихся по данному делу обжалуемых постановлений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
решение судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 10.07.2014 и решение судьи Саратовского областного суда от 12.08.2014 по делу по жалобе Б. на постановление государственного инспектора г. Саратова по пожарному надзору N 61/4 от 28.04.2014 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении председатель правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Б. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда
О.В.БОРИСОВ