Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Президиума Воронежского областного суда от 03.05.2017 N 44Г-18/2017
Требование: О взыскании расходов на зубопротезирование.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что является пенсионером уголовно-исполнительной системы. Им был заключен договор со стоматологической поликлиникой на предоставление платных услуг. Истцу была оказана услуга по зубопротезированию, которая была оплачена истцом самостоятельно в полном объеме. Полагает, что как бывший сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Президиума Воронежского областного суда от 03.05.2017 N 44Г-18/2017
Требование: О взыскании расходов на зубопротезирование.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что является пенсионером уголовно-исполнительной системы. Им был заключен договор со стоматологической поликлиникой на предоставление платных услуг. Истцу была оказана услуга по зубопротезированию, которая была оплачена истцом самостоятельно в полном объеме. Полагает, что как бывший сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ПРЕЗИДИУМ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 мая 2017 года
Президиум Воронежского областного суда в составе:
председательствующего: Анисимова В.Ф.,
членов президиума: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев по докладу судьи Анисимова В.Ф. гражданское дело по иску Т.А.А. к УФСИН России по <адрес> о взыскании расходов на зубопротезирование, переданное в кассационную инстанцию определением от ДД.ММ.ГГГГ с кассационной жалобой Т.А.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Т.А.А. обратился в суд с иском к УФСИН России по <адрес> о взыскании в возмещение расходов на зубопротезирование. В обоснование иска указывал, что он является пенсионером уголовно-исполнительной системы. В декабре 2014 года им был заключен договор с БУЗ ВО "Воронежская стоматологическая поликлиника N" на предоставление платных услуг, согласно которому ему была оказана услуга по зубопротезированию на сумму ХХХ руб., которая оплачена им в полном объеме. Полагая, что в соответствии с Федеральным
законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов, учитывая, что истцом самостоятельно были понесены расходы на зубопротезирование, Т.А.А. просил суд взыскать ХХХ руб. в возмещение расходов на зубопротезирование.
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Т.А.А. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований Т.А.А.
В кассационной жалобе, поступившей в областной суд ДД.ММ.ГГГГ, Т.А.А. просит отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель жалобы полагает незаконным вывод суда апелляционной инстанции, указывая, что несоблюдение порядка обращения не должно ограничивать или делать невозможным реализацию права на медицинское обеспечение, гарантированное Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N-
ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых Федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По запросу судьи Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ для проверки доводов, изложенных в кассационной жалобе, гражданское дело было истребовано в областной суд, куда поступило ДД.ММ.ГГГГ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя УФСИН России по <адрес> по доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ В.О.И., президиум областного суда приходит к следующему.
В соответствии со
статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований президиум областного суда не усматривает.
В силу
части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Отношения, связанные с медицинским обеспечением сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с
частью 1 статьи 10 названного закона сотрудник имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), изделиями медицинского назначения в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинское обеспечение сотрудника осуществляется в иных медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения. Порядок медицинского обеспечения сотрудника и возмещения расходов указанным организациям устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ).
В пункте 1 Правил оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенным со службы, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 911 (далее - Правила), указано, что медицинская помощь за счет средств, выделяемых из федерального бюджета Министерству внутренних дел Российской Федерации (МВД России) на предусмотренные Правилами цели, оказывается, в частности, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, в том числе - изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), обеспечение лекарствами, другим медицинским имуществом по рецептам, выданным врачами медицинских подразделений, частей, учреждений системы МВД России, бесплатно.
Прикрепление сотрудников на медицинское обеспечение к амбулаторно-поликлиническим организациям Министерства внутренних дел Российской Федерации производится на основании списков, составляемых кадровыми органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 1 Правил (их территориальных органов в субъектах Российской Федерации, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и др., пункт 2 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что при отсутствии по месту службы, месту жительства (проживания) или иному месту нахождения сотрудников медицинских учреждений системы МВД России, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим учреждениям здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, отношения по медицинскому обслуживанию сотрудников уголовно-исполнительной системы регулируются специальными нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми нуждаемость в том или ином виде медицинской помощи сотрудника уголовно-исполнительной системы должна быть подтверждена документами, выданными медицинскими учреждениями системы ФСИН России, к которым прикреплен сотрудник, либо документами, выданными иными медицинскими учреждениями государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения, в случае, когда по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти не имеется либо когда в них отсутствуют соответствующие отделения или специальное медицинское оборудование.
Положения приведенных выше норм материального права, регулирующих порядок и условия оказания медицинской помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы, судом первой инстанции при разрешении исковых требований не были применены.
Так, из материалов дела усматривается, что в медицинское учреждение системы ФСИН России по месту службы для реализации своего права на бесплатное оказание медицинской помощи Т.А.А. не обращался и не получал документов, подтверждающих нуждаемость в оказании медицинской помощи по осуществлению зубопротезирования. При этом сведений о том, что в указанном медицинском учреждении отсутствовали соответствующие отделения, или специальное медицинское оборудование, или соответствующие специалисты, требуемые для лечения истца, в материалах дела не имеется.
Эти обстоятельства в качестве юридически значимых и, с учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, судом первой инстанции определены не были, тем самым были нарушены положения
части 1 статьи 195,
части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гарантировано право каждого на медицинскую помощь. При этом установлено, что пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с названным федеральным законом
(пункт 1 части 5 статьи 19).
Согласно
части 1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.
Частью 3 статьи 25 указанного закона определено, что военнослужащие и приравненные с ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования - на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.
Порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством Российской Федерации, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба (
часть 4 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Таким образом, механизм реализации права сотрудников органов уголовно-исполнительной системы на получение медицинской помощи урегулирован, а нормы статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ не препятствуют получению сотрудниками уголовно-исполнительной системы (в том числе и истцом) медицинской помощи в медицинских организациях, не относящихся к ФСИН России, но устанавливают обязательные для исполнения такими сотрудниками правила реализации права на охрану здоровья и выбор медицинской организации, что не было принято во внимание судом первой инстанции при разрешении исковых требований.
Из материалов дела также следует, что Т.А.А. в 2014 году обратился в БУЗ ВО "Воронежская стоматологическая поликлиника N", с которым заключил договор на предоставление платных медицинских услуг, согласно которому истцу была оказана услуга по зубопротезированию на сумму ХХХ руб. При этом УФСИН России по <адрес> договор с БУЗ ВО "Воронежская стоматологическая поликлиника N" не заключал, поскольку направление на лечение в данное учреждение согласовано не было. За возмещением расходов по оказанию услуг по зубопротезированию Т.А.А. обратился к ответчику в 2016 году.
В своей кассационной жалобе Т.А.А. ссылается на отсутствие договора на оказание услуг по медицинскому обслуживанию пенсионеров уголовно-исполнительной системы, что привело к нарушению его прав на бесплатное получение медицинских услуг, в связи с чем, он был вынужден самостоятельно обратиться в муниципальное учреждение здравоохранения.
Между тем, согласно позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-О, положения п. 5 Правил возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи, в частности, гражданам уголовно-исполнительной системы, определяют порядок взаимодействия медицинских организаций и соответствующих федеральных органов исполнительной власти в целях финансирования медицинской помощи, оказанной соответствующим категориям граждан лишь по неотложным показаниям, обеспечивая тем самым реализацию прав этих лиц, предусмотренную
ст. 41 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, судебная коллегия при принятии решения учитывала также то обстоятельство, что нормативными правовыми актами, регулирующими спорное правоотношение, не предусмотрена выплата компенсации в счет возмещения затрат на медицинскую помощь непосредственно физическому лицу, понесшему данные затраты.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отмене решения суда первой инстанции с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Т.А.А. и отмены обжалуемого апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь
статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
постановил:
кассационную жалобу Т.А.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ф.АНИСИМОВ