Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Президиума Верховного суда Республики Мордовия от 23.03.2017 N 44Г-6/2017
Требование: О выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Обстоятельства: Истец с ответчиком заключил договор найма служебного жилого помещения, в соответствии с условиями которого ответчику и членам его семьи за плату было передано во временное владение и пользование жилое помещение, впоследствии ответчик был уволен со службы, однако вопреки условиям договора найма служебного жилого помещения ответчики данную квартиру не освобождают.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Президиума Верховного суда Республики Мордовия от 23.03.2017 N 44Г-6/2017
Требование: О выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Обстоятельства: Истец с ответчиком заключил договор найма служебного жилого помещения, в соответствии с условиями которого ответчику и членам его семьи за плату было передано во временное владение и пользование жилое помещение, впоследствии ответчик был уволен со службы, однако вопреки условиям договора найма служебного жилого помещения ответчики данную квартиру не освобождают.
Решение: Требование удовлетворено.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2017 г. N 44-г-6
Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Штанова С.В.,
членов Президиума Екония Г.К., Литюшкина В.И., Мартышкина В.Н., Старинновой Л.Д., Сюбаева И.И.
с участием заместителя прокурора Республики Мордовия Березина А.А.
при секретаре Н.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия к Л.Н., Л.А., Л.Ю., К.М. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения
по кассационной жалобе представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия Н.А. на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 05 апреля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 28 июня 2016 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Фошиной С.С., объяснения представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия К.Ю., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Л.Н. и Л.Ю., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение заместителя прокурора Республики Мордовия Березина А.А., полагавшего обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия,
Президиум Верховного Суда Республики Мордовия
установил:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия (далее - Главное управление МЧС России по Республике Мордовия) обратилось в суд с иском к Л.Н., Л.А., Л.Ю., К.М. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование иска указано, что Л.Н. проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России с 27 июня 1985 г.
20 апреля 2012 г. Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия с Л.Н. был заключен договор найма служебного жилого помещения, в соответствии с условиями которого ответчику и членам его семьи за плату было передано во временное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу:.... В данное жилое помещение с ответчиком были вселены: его супруга К.М., дочь Л.Ю., сын Л.А.
Приказом начальника Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от 15 августа 2012 г. N 125-НС Л.Н. был уволен со службы, однако вопреки условиям договора найма служебного жилого помещения ответчики указанную квартиру не освобождают.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 05 апреля 2016 г. исковые требования Главного управления МЧС России по Республике Мордовия оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 28 июня 2016 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем Главного управления МЧС России по Республике Мордовия Н.А. ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений в связи с неправильным применением норм материального права.
По запросу судьи Верховного Суда Республики Мордовия Фошиной С.С. от 29 декабря 2016 г. дело истребовано в Верховный Суд Республики Мордовия для проверки и ее же определением от 03 марта 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Республики Мордовия.
В судебное заседание Президиума не явились ответчики Л.А. и К.М., от которых поступили заявления с просьбой рассмотреть дело без их участия, представитель ответчиков К.С., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, о причинах неявки не сообщил.
Руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Республики Мордовия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее Л.Н., Президиум Верховного Суда Республики Мордовия находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются предусмотренные законом основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений в кассационном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу:..., находится в собственности Российской Федерации и на праве оперативного управления закреплено за Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия. Распоряжением Территориального Управления Росимущества в Республике Мордовия от 11 марта 2010 г. N 96-р указанная квартира отнесена к служебным помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 19 договора найма служебного жилого помещения от 20 апреля 2012 г. N 155, заключенного Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия с Л.Н., в случае расторжения или прекращения договора в связи с окончанием срока службы наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Приказом Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от 15 августа 2012 г. N 125-НС старший прапорщик внутренней службы Л.Н. уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту "б" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (по достижении предельного возраста) 17 августа 2012 г. На день увольнения выслуга лет Л.Н. составила в календарном исчислении 29 лет 01 месяц 10 дней.
Уведомлением от 21 января 2016 г. Л.Н. было сообщено о расторжении договора найма служебного жилого помещения и необходимости его освобождения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Главного управления МЧС России по Республике Мордовия, суд первой инстанции исходил из того, что служебное жилое помещение было предоставлено Л.Н. и членам его семьи для временного проживания на период прохождения им службы, однако, учитывая, что Л.Н. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2003 года, по настоящее время жилым помещением не обеспечен и имеет выслугу более 10 лет, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для выселения ответчиков из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Президиум Верховного Суда Республики Мордовия находит, что выводы рассмотревших дело судебных инстанций основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим кодексом основаниям.
Как указано в части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении иска о выселении Л.Н., Л.А., Л.Ю. и К.М. из служебного жилого помещения, закрепленного за истцом на праве оперативного управления, суд первой инстанции руководствовался пунктами 27 и 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, в силу которых сотрудник, имеющий выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Между тем установленный данным положением порядок распоряжения жилыми помещения не распространяет свое действие на жилые помещения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий либо федеральной противопожарной службы.
При вынесении решения суд не принял во внимание, что отношения, связные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного закона).
Пунктом 4 статьи 8 указанного федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217 утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, поскольку на Л.Н., относящегося к сотрудникам противопожарной службы, распространяются указанные Правила, согласно которым расторжение служебного контракта является основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения, то применение судами к спорным правоотношениям Типового положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, является ошибочным.
Ссылка суда первой инстанции на невозможность выселения ответчиков из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в связи с их нахождением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 2003 года, не имеет правового значения, поскольку спорное жилое помещение было предоставлено ответчикам после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, кроме того, является служебным, предоставленным в пользование Л.Н. и членов его семьи для временного проживания в нем на период прохождения им службы, на момент разрешения судом спора Л.Н. в служебных отношениях с истцом не состоял.
Оснований для применения к спорным отношениям положений пункта 2.1 статьи 15 и статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" также не имеется, поскольку данные нормы определяют формы и порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 01 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, путем предоставления жилого помещения в собственность бесплатно либо по договору социального найма, или предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Заключение договора найма служебного жилого помещения в качестве формы обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц данный закон не предусматривает.
Учитывая, что Л.Н. к категории лиц, указанных в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, не относится, Президиум Верховного Суда Республики Мордовия находит, что решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 05 апреля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 28 июня 2016 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Главного управления МЧС России по Республике Мордовия о выселении Л.Н., Л.А., Л.Ю. и К.М. из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Руководствуясь статьей 388, пунктом 5 части первой статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Республики Мордовия
постановил:
решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 05 апреля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 28 июня 2016 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия к Л.Н., Л.А., Л.Ю., К.М. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения удовлетворить.
Выселить Л.Н., Л.А., Л.Ю., К.М. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу:..., без предоставления другого жилого помещения.
Председательствующий
С.В.ШТАНОВ