Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Президиума Смоленского областного суда от 23.08.2017 N 44Г-53/2017
Требование: О признании незаконным решения комиссии органа исполнительной власти, возложении обязанности по постановке на учет.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Президиума Смоленского областного суда от 23.08.2017 N 44Г-53/2017
Требование: О признании незаконным решения комиссии органа исполнительной власти, возложении обязанности по постановке на учет.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решение: Требование удовлетворено.

ПРЕЗИДИУМ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2017 г. N 44-Г-53
Президиум Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего Войтенко В.П.,
Членов президиума Батршина Р.Ю., Петровского А.М., Вислогузовой Г.Н., Емельянова Д.В.,
По докладу судьи Коршуновой Л.А.,
Рассмотрев дело по иску Я. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Смоленской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, переданное для рассмотрения определением судьи Смоленского областного суда от 04 августа 2017 года, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 11 января 2017 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 11 апреля 2017 года,
установил:
Я. обратился в суд с требованиями к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Смоленской области (далее - УФСИН России по Смоленской области) о признании незаконным решения комиссии от 03 августа 2016 года об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий, возложении обязанности по постановке его на такой учет с составом семьи 1 человек, ссылаясь на то, что с 28.05.1999 года по 13.01.2015 года он был зарегистрирован по адресу:... у своей бабушки Я.Л.А., которой принадлежит указанная квартира. Снявшись с постоянного регистрационного учета, он стал временно проживать по различным адресам, а с 22.01.2016 года по 22.01.2017 года зарегистрирован временно по адресу:... на основании договора аренды жилого помещения.
26 апреля 2016 года он обратился к начальнику УФСИН России по Смоленской области с заявлением с приложением необходимых документов о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в чем ему было отказано решением комиссии УФСИН России по Смоленской области от 03 августа 2016 года по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 4 названного федерального закона, в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий, выразившихся в снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства, где был обеспечен жилым помещением исходя из учетной нормы. Считает, что он не совершал действий, повлекших намеренное ухудшение своих жилищных условий, поэтому просил признать решение комиссии УФСИН России по Смоленской области от 03 августа 2016 года в отношении него незаконным.
Представитель ответчика - УФСИН России по Смоленской области заявленные требования не признал, поскольку совершенные истцом действия, выразившиеся в снятии с регистрационного учета по постоянному месту жительства, где он был обеспечен жилым помещением и не являлся нуждающимся в жилом помещении, свидетельствуют о том, что он намеренно ухудшил свои жилищные условия.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 11 января 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 11 апреля 2017 года, признано незаконным решение комиссии УФСИН России по Смоленской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Смоленской области и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Смоленской области, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 03 августа 2016 года в части отказа в постановке Я. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Суд обязал УФСИН России по Смоленской области принять Я. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления (рапорта).
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Смоленской области просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления в связи с неправильным применением судами норм материального права.
10 июля 2017 года дело истребовано в Смоленский областной суд, поступило 18 июля 2017 года.
Определением судьи Смоленского областного суда Коршуновой Л.А. от 04 августа 2017 года дело передано в суд кассационной инстанции - президиум Смоленского областного суда для рассмотрения по существу.
В судебное заседание президиума Смоленского областного суда явился представитель УФСИН России по Смоленской области В., истец Я., его представитель Ш.
Заслушав доклад судьи Коршуновой Л.А., объяснения представителя УФСИН России по Смоленской области В., истца Я., его представителя Ш., проверив материалы дела и обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, президиум не находит оснований для отмены решения Ленинского районного суда г. Смоленска от 11 января 2017 года, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 11 апреля 2017 года.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 09.12.2010 г. N 353-ФЗ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции таких нарушений допущено не было.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Я. проходит службу в органах ФСИН России в должности заместителя дежурного помощника начальника колонии ФКУ ИК-3. Выслуга лет Я. в календарном исчислении по состоянию на 15.04.2016 года составляет 10 лет 02 месяца 03 дня.
С 28.05.1999 г. по 13.01.2015 года Я. был постоянно зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 48,5 кв. м, принадлежащем на праве собственности его бабушке - Я.Л.А. на основании договора купли-продажи от 08.04.1993 года и расположенной по адресу:....
С 20.01.2015 года по 20.07.2915 г. Я. был зарегистрирован по месту жительства своей матери - Я.И.Э. по адресу:..., затем с 23.07.2015 г. по 10.08.2015 г. был зарегистрирован по адресу:..., с 10.08.2015 г. по 13.01.2016 г. вновь был зарегистрирован по месту жительства матери.
14 января 2016 года между Я. и Г.Е.Г. был заключен договор аренды жилого дома общей площадью 53,40 кв. м, принадлежащего последней на основании договора купли-продажи от 22.02.2007 года, расположенного по адресу:..., сроком по 13 сентября 2017 года, где ответчик зарегистрирован по месту пребывания с 22 января 2016 года по 22 января 2017 года.
26 апреля 2016 года Я. обратился к начальнику УФСИН России по Смоленской области с заявлением (рапортом) о принятии его на учет (состав семьи 1 человек) для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 N 283 ФЗ).
Решением комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Смоленской области и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Смоленской области, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 03 августа 2016 года Я. в постановке на учет отказано на основании части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Удовлетворяя требования Я. о признании незаконным решения об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Я. не являлся членом семьи собственника жилого помещения - своей бабушки, поскольку в квартире не проживал и не вел с бабушкой совместного хозяйства, поэтому являлся нуждающимся в жилом помещении.
Кроме того, суд указал, что не установлено совершение ответчиком умышленных действий, направленных на намеренное ухудшение жилищных условий.
Данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 названного закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно приведенной норме закона перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им намеренных, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 ЖК РФ).
Как установлено судом, Я. в период с 28 мая 1999 г. по 13 января 2015 г. имел регистрацию в квартире, расположенной по адресу:....
Указанное жилое помещение на основании договора купли-продажи от 08 апреля 1993 г. принадлежит Я.Л.А.
Как следует из объяснений истца, Я.Л.А. приходится ему бабушкой, однако он не является членом ее семьи, в ее квартире не проживал и не проживает, совместного хозяйства они не вели. Истец был вынужден выписаться из принадлежащей бабушке квартиры в связи с намерением собственника ее реализовать.
Изложенные обстоятельства в судебном заседании также подтвердил свидетель ФИО1
В настоящее время истец временно зарегистрирован (с 22 января 2016 г. по 22 января 2017 г.) и проживает по адресу:..., где также зарегистрированы еще два человека (ФИО2 и ФИО3). Истец проживает по указанному адресу на основании заключенного с Г.Е.Г. договора аренды жилого помещения от 14 января 2016 г.
При таких обстоятельствах, выводы судов о том, что Я. является нуждающимся в улучшении жилищных условий и не совершал умышленных действий, направленных на намеренное ухудшение жилищных условий, являются законными и обоснованными.
Таким образом, оснований, предусмотренных статьей 387 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 388, 390 ГПК РФ, Президиум
постановил:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 11 января 2017 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 11 апреля 2017 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий президиума
Смоленского областного суда
В.П.ВОЙТЕНКО