Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24.03.2023 N П16-280/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.
Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24.03.2023 N П16-280/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2023 г. N П16-280/2023
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу ФИО4 на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю - заместителя начальника отдела государственного надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 8 октября 2021 года N и постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю - начальника отдела государственного надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 8 октября 2021 года N, решение судьи Первореченского районного суда города Владивостока Приморского края от 28 октября 2022 года, решение судьи Приморского краевого суда от 15 декабря 2022 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных
частью 4 статьи 8.2,
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора федерального государственного бюджетного учреждения "Объединенная дирекция государственного природного биосферного заповедника "Кедровая падь" и национального парка "Земля леопарда" имени Н.Н. Воронцова" ФИО5,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю - заместителя начальника отдела государственного надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - ДМУ Росприроднадзора) от 8 октября 2021 года N директор федерального государственного бюджетного учреждения "Объединенная дирекция государственного природного биосферного заповедника "Кедровая падь" и национального парка "Земля леопарда" имени Н.Н. Воронцова" (далее - ФГБУ "Земля леопарда") ФИО7 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю -начальника отдела государственного надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты ДМУ Росприроднадзора от 8 октября 2021 года N директор ФГБУ "Земля леопарда" ФИО8 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Решением судьи Первореченского районного суда города Владивостока Приморского края от 28 октября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Приморского краевого суда от 15 декабря 2022 года, указанные постановления должностного лица изменены, из описательно-мотивировочной части указанных постановлений должностного лица исключены формулировки и выводы о совершении ФИО9 административных правонарушений, предусмотренных
статьей 8.1,
статьей 8.27,
частью 1 статьи 8.5.2,
статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В остальной части указанные постановления оставлены без изменения.
Б. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных
частью 4 статьи 8.2,
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании
части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>. В остальной части постановления оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, Б. просит вступившие в законную силу постановления должностных лиц административного органа и судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, либо заменить назначенный административный штраф на предупреждение.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.32 Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Статьей 9 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ) установлено, что на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике
(часть 1); на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике
(пункт 4).
На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность (
пункт "б" части 2 статьи 9 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Устава ФГБУ "Земля леопарда" целью деятельности учреждения является выполнение мероприятий по сохранению в естественном состоянии природных комплексов (противопожарные мероприятия, биотехнические мероприятия, мероприятия по охране и защите лесов).
Согласно
части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 1614 утверждены
Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 34 Правил при осуществлении рекреационной деятельности в лесах в период пожароопасного сезона устройство мест отдыха, туристских стоянок и проведение других массовых мероприятий разрешается только по согласованию с органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанными в пункте 4 настоящих Правил, при условии оборудования на используемых лесных участках мест для разведения костров и сбора мусора.
Постановлением Правительства Приморского края от 10 марта 2021 года N 114-пп "О начале пожароопасного сезона на территории Приморского края в 2021 году" установлен срок начала пожароопасного периода в 2021 году на территории Хасанского района с 20 марта 2021 года.
Частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных
статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно
пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного
постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным
кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (
абзацы четвертый и
восьмой статьи 42).
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлен запрет, в числе иного, на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, на размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее также - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным
законом; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Частью 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Как усматривается из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами ДМУ Росприроднадзора на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции приказа от ДД.ММ.ГГГГ) в отношении ФГБУ "Земля леопарда" проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства.
В ходе обследования территории правого берега реки <данные изъяты> (координаты N) в водоохранной зоне выявлено несанкционированное разведение костров и отсутствие мест сбора мусора - обнаружены кострища и бытовой мусор, чем нарушены требования
пункта 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 года N 1614.
Также при обследовании территории в границах особо охраняемой природной территории национальный парк "Земля Леопарда" установлены места хранения на открытом грунте локально навалом отходов IV класса опасности - "мусор от сноса и разборки зданий несортированный"ФККО N, образовавшийся в результате сноса и демонтажа зданий и сооружений, используемых в период прошлой хозяйственной и военной деятельности, а также остатки твердых коммунальных отходов от бывшей свалки, которые в нарушение требований
части 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, размещены на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора ФГБУ "Земля Леопарда" Б. к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.32 и
частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения директором ФГБУ "Земля Леопарда" Б. административных правонарушений, предусмотренных
частью 4 статьи 8.2,
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с
частью 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Директором ФГБУ "Земля Леопарда" Б. не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, директор ФГБУ "Земля Леопарда" Б. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.32 и
частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Положения
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судебными инстанциями установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные
статьей 26.1 данного Кодекса.
Значимые по делу обстоятельства установлены в своей совокупности верно, подтверждены представленными доказательствами и сомнений не вызывают.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, в том числе о наличии оснований для применения положений
статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были предметом проверки судей нижестоящих инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность, вынесенных по данному делу актов.
Выражая несогласие с оценкой установленных должностным лицом и судами обстоятельств, заявитель иных доводов, чем те, которые были отвергнуты как необоснованные, не подтвержденные материалами дела, не приводит.
Постановления должностных лиц административного органа и судебные акты должным образом мотивированы со ссылками на непосредственно исследованные доказательства.
Каких-либо существенных нарушений, что позволяло бы ставить под сомнение законность привлечения директора ФГБУ "Земля Леопарда" Б. к административной ответственности, в ходе производства по делу не допущено.
Административное наказание назначено директору ФГБУ "Земля Леопарда" Б. на основании
части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановления о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных
частью 1 статьи 8.32 и
частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесены с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного
частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю - заместителя начальника отдела государственного надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 8 октября 2021 года N и постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю - начальника отдела государственного надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 8 октября 2021 года N, решение судьи Первореченского районного суда города Владивостока Приморского края от 28 октября 2022 года, решение судьи Приморского краевого суда от 15 декабря 2022 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных
частью 4 статьи 8.2,
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора федерального государственного бюджетного учреждения "Объединенная дирекция государственного природного биосферного заповедника "Кедровая падь" и национального парка "Земля леопарда" имени Н.Н. Воронцова" Б., оставить без изменения, жалобу Б. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции
Я.А.РИМСКИЙ