Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18.11.2022 N П16-1998/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Отказано.


Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18.11.2022 N П16-1998/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Отказано.

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2022 г. N П16-1998/2022
Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П.,
рассмотрев жалобу заведующего муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением г. Хабаровска "Детский сад N 5" Б. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 8 судебного района "Индустриальный район г. Хабаровска" от 11 апреля 2022 года, решение судьи Индустриального районного суда г. Хабаровска от 23 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Хабаровска "Детский сад N 5",
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 8 судебного района "Индустриальный район г. Хабаровска" от 11 апреля 2022 года муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска "Детский сад N 5" (далее по тексту МАДОУ г. Хабаровска "Детский сад N 5") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
Решением судьи Индустриального районного суда г. Хабаровска от 23 мая 2022 года постановление мирового судьи судебного участка N 8 судебного района "Индустриальный район г. Хабаровска" от 11 апреля 2022 года оставлено без изменения, жалоба заведующего МАДОУ г. Хабаровска "Детский сад N 5" Б. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, заведующая МАДОУ г. Хабаровска "Детский сад N 5" Б. просит отменить вступившие в законную силу судебные акты, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статей 34, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Субъектами административной ответственности, установленной ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, являются граждане, должностные и юридические лица.
В соответствии со ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обеспечение пожарной безопасности является одним из важнейших функций государства. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника отдела НД и ПР по Индустриальному району г. Хабаровска Щ. от 26 января 2021 года N 19, в отношении МАДОУ г. Хабаровска "Детский сад N" (<адрес>, <адрес>) проведена плановая выездная проверка в рамках федерального государственного пожарного надзора, по результатам которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, выдано предписание N от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара в зданиях, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный законом срок МАДОУ г. Хабаровска "Детский сад N 5" не выполнило в части пункты 1, 2, 3, 4 предписания N от ДД.ММ.ГГГГ, что послужило основанием для составления в отношении МАДОУ <адрес> "Детский сад N" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела мировым судьей судебного участка N судебного района "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ МАДОУ <адрес> "Детский сад N" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
Факт неисполнения законного предписания органа государственного пожарного надзора подтверждается собранными по делу доказательствами, в числе которых: протоколом N об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3 - 4), решением о проведении выездной внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ (5 - 6), распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 7 - 9), актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10 - 11), предписание N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14 - 17), свидетельством о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения (л.д. 18), свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице (л.д. 19), иными представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы вывод мирового судьи о наличии в действиях МАДОУ г. Хабаровска "Детский сад N 5" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ, является правильным, основан на всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела в соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ.
Из буквального толкования диспозиции части 13 статьи 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что должностным лицом органа государственного надзора было выдано законное предписание, однако МАДОУ г. Хабаровска "Детский сад N 5" не приняло всех необходимых мер для его выполнения в срок и объеме.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволили судам сделать вывод о том, что МАДОУ г. Хабаровска "Детский сад N 5" не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Довод жалобы о том, что при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи судьей районного суда не приняты меры к надлежащему извещению МАДОУ г. Хабаровска "Детский сад N 5" о времени и месте судебного заседания, тем самым нарушено его право на судебную защиту, является несостоятельным.
В соответствии с частью 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Частью 3 статьи 25.15 КоАП РФ установлено, что место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц место нахождения МАДОУ г. Хабаровска "Детский сад N 5": <адрес> (л.д. 14 - 17).
Из материалов дела следует, что извещение о судебном заседании, назначенном на 13 часов 50 минут ДД.ММ.ГГГГ, по делу N направлено в адрес МАДОУ <адрес> "Детский сад N" ДД.ММ.ГГГГ посредством заказной корреспонденции.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения дела об административном правонарушении, такое извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено. При этом лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.
Согласно информации с официального сайта почтового оператора "Почта России" 12 мая 2022 года судебная повестка с извещением о судебном заседании, назначенном на 13 часов 50 минут ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 84), направлена МАДОУ <адрес> "Детский сад N" заказным письмом с уведомлением (номер почтового идентификатора: N) по адресу, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.
ДД.ММ.ГГГГ почтовым работником предпринята неудачная попытка вручения почтовой корреспонденции представителю МАДОУ г. Хабаровска "Детский сад N 5", оставлено извещение.
В связи с неявкой уполномоченного представителя МАДОУ г. Хабаровска "Детский сад N 5" в отдел почтовой связи за получением поступившей корреспонденции и истечением срока хранения, 23 мая 2022 года указанное почтовое отправление возвращено отправителю. Срок хранения заказной почтовой корреспонденции разряда "Судебное" соблюден.
Согласно имеющейся в материалах дела телефонограмме, помощником судьи районного суда неоднократно - 11 мая 2022 года в 17 часов 00 минут, 12 мая 2022 года в 11 часов 00 минут, 20 мая 2022 года в 15 часов 40 минут, предпринимались попытки об извещении МАДОУ г. Хабаровска "Детский сад N 5" о предстоящем судебном заседании по телефону заведующего, на телефонные звонки никто не ответил (л.д. 86).
Таким образом, судьей районного суда предприняты достаточные меры по извещению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении о времени и месте судебного заседания, в результате чего дело обоснованно рассмотрено судьей районного суда в отсутствие представителя учреждения, что соответствует требованиям части 2 статьи 25.1 КоАП РФ. Оснований сомневаться в осведомленности судьи районного суда о надлежащем извещении МАДОУ г. Хабаровска "Детский сад N 5" не имеется.
Право МАДОУ г. Хабаровска "Детский сад N 5" на защиту не нарушено. Каких-либо ограничений для реализации МАДОУ г. Хабаровска "Детский сад N 5" своих процессуальных прав на участие в судебном заседании не установлено.
Оснований для применения части 4 статьи 24.5 КоАП РФ по настоящему делу не имеется.
В силу положений названной нормы производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись.
Материалами дела наличие указанных обстоятельств в период, относящийся к событию административного правонарушения, не подтверждено. Такого рода доказательств не представлено и с настоящей жалобой.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судебными инстанциями нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.
Административное наказание МАДОУ г. Хабаровска "Детский сад N 5" назначено в пределах санкции части 13 статьи 19.5 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Постановление должностного лица вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для отмены либо изменения состоявшихся по делу судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 8 судебного района "Индустриальный район г. Хабаровска" от 11 апреля 2022 года, решение судьи Индустриального районного суда г. Хабаровска от 23 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Хабаровска "Детский сад N 5" оставить без изменения, жалобу заведующего муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением г. Хабаровска "Детский сад N 5" Б. без удовлетворения.
Заместитель председателя
А.П.ДОРОХОВ