Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28.04.2023 N 16-941/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28.04.2023 N 16-941/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2023 г. N 16-941/2023
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Виноградова О.Н.,
рассмотрев жалобу Ш. на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора Ленинского района по пожарному надзору Косач М.П. от 5 декабря 2022 года N 83, решение судьи Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 26 декабря 2022 года, решение судьи суда Еврейской автономной области от 27 января 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы администрации "Дежневское сельское поселение" Ленинского муниципального района Еврейской автономной области ФИО1,
установил:
постановлением государственного инспектора Ленинского района по пожарному надзору Косач М.П. от 5 декабря 2022 года, оставленным без изменения решением Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 26 декабря 2022 года и решением судьи суда Еврейской автономной области от 27 января 2023 года, глава администрации "Дежневское сельское поселение" Ленинского муниципального района Еврейской автономной области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, на постановление должностного лица и судебные акты, ФИО1 просит об их отмене, считая незаконными, и о прекращении производства по делу.
Изучив представленные материалы, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных решений не нахожу.
В соответствии с
частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ совершение тех же действий в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности определяются Федеральным
законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
Статьей 38 Федерального закона N 69-ФЗ определено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В
пункте 9 части 1,
части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В
статье 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно
статье 19 Федерального закона "О пожарной безопасности", к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу
части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со
статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно
статье 30 Федерального закона "О пожарной безопасности" в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, установлены требования пожарной безопасности, определяющие, в том числе порядок содержания территорий в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 63 Правил противопожарного режима установлено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
В силу
пункта 67 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Из материалов дела следует, что ФИО1, является главой Дежневского сельского поселения.
Постановлением губернатора Еврейской автономной области от 18 октября 2022 года N 208 "Об установлении на территории Еврейской автономной области особого противопожарного режима" с 18 октября 2022 года введен особый противопожарный режим.
31 октября 2022 года прокурором Ленинского района принято решение о проведении проверки в отношении администрации "Дежневское сельское поселение" Ленинского муниципального района ЕАО. Основание проверки - решение межведомственного оперативного совещания по вопросу соблюдения требований действующего законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности на территории сельских поселений Ленинского муниципального района от 11 октября 2022 года, рапорт старшего помощника прокурора Ленинского района от 31 октября 2022 года.
В ходе осмотра выявлены нарушения требований пожарной безопасности:
- в нарушение
пункта 63 Правил противопожарного режима до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов (<адрес>) не созданы противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров;
- в нарушение
пункта 67 Правил противопожарного режима на территориях населенных пунктов (<адрес>) не произведена своевременная уборка мусора, сухой растительности и покос травы;
В связи с указанными нарушениями требований пожарной безопасности, допущенными должностным лицом (главой Дежневского сельского поселения ФИО1), в отношении указанного лица возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела вынесено постановление о привлечении главы Дежневского сельского поселения ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Факт совершения главой Дежневского сельского поселения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым должностным лицом и нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями
статьи 26.11 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица и судей о виновности ФИО1 Вопреки доводам жалобы, представленные в материалы дела доказательства подтверждают обстоятельства имевшихся нарушений требований пожарной безопасности, вину ФИО1, допустившей наличие данных нарушений.
Согласно
статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В данном случае глава Дежневского сельского поселения ФИО1 является субъектом вмененного административного правонарушения, с учетом его полномочий на территории сельского поселения, где выявлены нарушения, связанные с необеспечением мер пожарной безопасности.
Выводы должностного лица административного органа и судей о наличии в действиях главы Дежневского сельского поселения ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, подтверждаются материалами дела.
Доводы жалобы об отсутствии в материалах дела актов осмотров, схем, сведений о земельных участках, о местонахождении свалок, о правообладателях земельных участков, об отсутствии доказательств, подтверждающих отсутствие вокруг населенных пунктов противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров являются несостоятельными.
Согласно материалам дела, все доказательства по делу были исследованы судами, таким доказательствам в совокупности дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Вопреки доводам жалобы факт совершения административного правонарушения подтвержден совокупностью исследованных должностным лицом административного органа и судебными инстанциями доказательств, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что указанное правонарушение характеризуется бездействием, а датой и временем совершения правонарушения будет являться следующий день за днем предусмотренным нормативно-правовым актом исполнения обязанности, а не датой выявления административного правонарушения, сводятся к несогласию с изложенными в решении выводами суда и направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных решений.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования
статей 24.1,
26.1 КоАП РФ выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в
статьях 1.5,
1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в котором содержатся все сведения, предусмотренные
статьей 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Судьями районного и областного судов дело проверено в полном объеме в соответствии с
частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, всем доводам жалоб дана полная и объективная оценка.
Нарушений гарантированных
Конституцией Российской Федерации и
статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных
статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление главного государственного инспектора Ленинского района по пожарному надзору Косач М.П. от 5 декабря 2022 года N 83, решение судьи Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 26 декабря 2022 года, решение судьи суда Еврейской автономной области от 27 января 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы администрации "Дежневское сельское поселение" Ленинского муниципального района <адрес> ФИО1, - оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции
О.Н.ВИНОГРАДОВА