Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29.07.2020 N 16-2171/2020
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено в части.


Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29.07.2020 N 16-2171/2020
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено в части.

ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное постановление имеет дату 29.07.2020, а не 29.07.2019.
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2019 г. N 16-2171/2020
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского фермерского хозяйства Беслера <данные изъяты> на вступившие в законную силу постановление заместителя директора КГКУ "Приморское лесничество" от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Пожарского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя директора КГКУ "Приморское лесничество" N от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Пожарского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, решением судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ ИП - глава крестьянского фермерского хозяйства Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, Б. просит вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы Б., материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно Примечание к указанной норме, за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами), защите от вредных организмов и иного негативного воздействия.
В силу части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется, в том числе правилами пожарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 9(1) Правил установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Лица, виновные в нарушении требований Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил).
Как следует из материалов дела, земельный участок, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером N предоставлен ИП - главе крестьянского фермерского хозяйства Б. в долгосрочную аренду на основании договора N от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут, в ходе планового осмотра обследования лесных участков инженером по лесопользованию 1 категории <адрес> филиала КГКУ "Примлес" ФИО3, совместно с инженером по охране и защите леса 1 категории ФИО4, помощником участкового лесничества <адрес> ФИО5, проводимого на основании приказа КГКУ "Приморское лесничество N от ДД.ММ.ГГГГ "О проведении планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков и планового рейдового задания на проведение планового рейдового осмотра, обследования лесных участков", было выявлено, что на земельном участке, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый N, непосредственно примыкающем к лесам, землям лесного фонда, к кварталу N <адрес>, отсутствовала очистка от сухой травянистой растительности, погнивших остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов, на полосе, шириной не менее 10 метров от леса, противопожарная минерализованная полоса, шириной не менее 0,5 метра или иного противопожарного барьера.
Факт нарушения ИП - главой крестьянского фермерского хозяйства Б. Правил пожарной безопасности в лесах подтвержден совокупностью исследованных доказательств: протоколом об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ; актом осмотра N от ДД.ММ.ГГГГ и приложенной к нему фототаблицей; патрульной путевкой от ДД.ММ.ГГГГ к путевому листу от ДД.ММ.ГГГГ N; результатами патрулирования; ответом главы Пожарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N; выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив вышеуказанные доказательства в совокупности в соответствии со статьями 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к выводу о наличии в действиях ИП - главы крестьянского фермерского хозяйства Б. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ИП - глава крестьянского фермерского хозяйства Б. не представил доказательств, свидетельствующих о принятии всех зависящих от него мер по соблюдению им требований пожарной безопасности.
Между тем, с привлечением ИП - главы крестьянского фермерского хозяйства Б. к административной ответственности по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях согласиться нельзя по следующим основаниям.
Нарушение ИП - главой крестьянского фермерского хозяйства Б. требований пожарной безопасности в лесах было зафиксировано при проведении планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут.
Постановлением главы Пожарского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по усилению пожарной безопасности и введении особого противопожарного режима на территории Пожарского муниципального района" особый противопожарный режим на территории Пожарского муниципального района введен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из пункта 5 указанного постановления следует, что отделу делопроизводства, документооборота и кадровой работы администрации Пожарского муниципального района необходимо обеспечить официальное опубликование настоящего постановления на официальном сайте администрации Пожарского муниципального района Приморского края в сети "Интернет" и в газете "Победа".
Пунктом 7 предусмотрено, что настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания.
Статьей 28 Устава Пожарского муниципального района, принятого решением Думы Пожарского муниципального района от 29 августа 2005 года N 111 (далее - Устав), установлено, что муниципальные правовые акты, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Пожарского муниципального района, вступают в силу после их официального опубликования. Официальным средством массовой информации Пожарского муниципального района является газета "Победа" (часть 8).
В соответствии со статьей 31 Устава Глава Пожарского муниципального района издает постановления и распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции Уставом Пожарского муниципального района в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами. Правовые акты, определенные частями 1 и 2 настоящей статьи, вступают в силу со дня их подписания либо со дня, указанного в самом акте (часть 4).
Материалы дела об административном правонарушении не содержат достоверных данных, безусловно свидетельствующих о том, что на момент выявления административного правонарушения постановление главы Пожарского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по усилению пожарной безопасности и введении особого противопожарного режима на территории Пожарского муниципального района" было опубликовано на официальном сайте администрации Пожарского муниципального района Приморского края в сети "Интернет" и в газете "Победа".
В соответствии со статьей 32 Устава Муниципальные нормативные правовые акты Пожарского муниципального района, затрагивающие права и законные интересы жителей Пожарского муниципального района, применяются после их опубликования в газете "Победа" в порядке, установленном настоящей статьей (часть 1). Муниципальные правовые акты Пожарского муниципального района вступают в силу одновременно на всей территории Пожарского муниципального района со дня их официального опубликования, если самим муниципальным правовым актом не установлен иной порядок вступления их в силу (часть 7).
На сайте администрации Пожарского муниципального района Приморского края постановление главы Пожарского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по усилению пожарной безопасности и введении особого противопожарного режима на территории Пожарского муниципального района" было размещено ДД.ММ.ГГГГ, а в печатном издании "Победа" ДД.ММ.ГГГГ.
КГКУ "Приморское лесничество" вышеуказанное постановление было получено ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует входящий N.
Из материалов дела достоверно не установлено, что на время проведения проверки и выявления административного правонарушения в 10 часов ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление было подписано, вступило в силу. Судебными инстанциями не выяснялось время его подписания.
Часть 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Составы административных правонарушений, предусмотренные частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 1 статьи 8.32 названного Кодекса имеют единый родовой объект посягательства, при этом санкция части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает менее строгое наказание, чем санкция части 3 статьи 8.32 названного Кодекса, в связи с чем переквалификация действий ИП - главы крестьянского фермерского хозяйства Б. с части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 8.32 данного Кодекса возможна, поскольку не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В связи с чем, действия ИП - главы крестьянского фермерского хозяйства Б. следует переквалифицировать на часть 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку его действия выражаются в нарушении правил пожарной безопасности в лесах и образуют объективную сторону указанного состава административного правонарушения.
Административное расследование по делу не проводилось, в связи с чем вопреки доводам жалобы, нет оснований утверждать о нарушении части 5 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 29.10 названного Кодекса не содержит требований об указании в постановлении по делу об административном правонарушении подлежащих применению мер недопущения нарушений закона.
Вопреки доводам жалобы нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, установленного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является несущественным недостатком протокола, поскольку этот срок не является пресекательным.
Утверждение заявителя о наличии газопровода на земельном участке, находящемся в пользовании ИП - главы крестьянского фермерского хозяйства Б., не может являться основанием для освобождения его от соблюдения требований Правил пожарной безопасности в лесах.
В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, постановление по делу об административном правонарушении и судебные решения подлежат изменению путем переквалификации действий ИП - главы крестьянского фермерского хозяйства Б. с части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя директора КГКУ "Приморское лесничество" от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Пожарского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении ИП - главы крестьянского фермерского хозяйства Беслера <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Переквалифицировать действия ИП - главы крестьянского фермерского хозяйства Беслера <данные изъяты> с части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В остальной части постановление должностного лица и судебные акты оставить без изменения, жалобу Б. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции
А.М.ТЫМЧЕНКО