Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.05.2020 N 16-1974/2020
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.05.2020 N 16-1974/2020
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2020 г. N 16-1974/2020
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу генерального директора управляющей организации ООО "ЛХК "Алтайлес" К. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Озеро-Кузнецовскому лесничеству Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 14 мая 2019 г., решение заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 24 июля 2019 г., решение судьи Угловского районного суда Алтайского края от 19 сентября 2019 г., решение судьи Алтайского краевого суда от 3 декабря 2019 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Грин-Форс" (далее - ООО "Грин-Форс") по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25, ч. 4 ст. 8.25, ст. 8.27, ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ,
установил:
постановлением начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Озеро-Кузнецовскому лесничеству Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 14 мая 2019 г. ООО "Грин-Форс" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25, ч. 4 ст. 8.25, ст. 8.27, ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 24 июля 2019 г. постановление от 14 мая 2019 г. изменено, прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
ООО "Грин-Форс" обжаловало постановление в суд. Решением судьи Угловского районного суда Алтайского края от 19 сентября 2019 г. и решением судьи Алтайского краевого суда от 3 декабря 2019 г. принятые по делу акты оставлены без изменения.
В жалобе генеральный директор управляющей организации ООО "ЛХК "Алтайлес" К. просит постановление и решения отменить, мотивируя тем, что: общество привлечено к ответственности за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку правонарушения не являются длящимися; событие вмененного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, в виде нарушения требований п. 35 Правил заготовки древесины, отсутствует, так как не установлена интенсивность рубки и ее величина; обществу вменено нарушение Правил ухода за лесами, утв. Приказом МПР РФ от 16 июля 2007 г. N 185, которое утратило силу с 04.01.2018 г.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании приказа врио заместителя министра, начальника управления лесами Минприроды Алтайского края от 16 августа 2018 г. N 1294, с 10 сентября 2018 г. по 11 сентября 2018 г. в отношении ООО "Грин-Форс" проведена плановая выездная проверка, в ходе которой было установлено, что:
- в квартале N 4, выделе N 2 Лаптевского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека N 2, площадью 0,5 га, вид рубки - ПРХ, год рубки 2017, установлено, что при проведении рубки ухода за лесом не обеспечено улучшение санитарного состояния лесных насаждений, не подверглись рубке поврежденные и ослабленные деревья, неудовлетворительного состояния, а также с неудовлетворительным качеством ствола и кроны; оставлена не вывезенная в установленный срок древесина; заготовленная древесина не собрана в штабеля и не отделена противопожарной полосой шириной 1,4 м - нарушены п. 12, подп. "в" п. 16 Правил ухода за лесами, подп. "3" п. 12 Правил заготовки древесины, п. 19 Правил пожарной безопасности, что влечет ответственность по ст. 8.27, ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ;
- в квартале N 4, выделе N 6 Лаптевского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека N 2, площадью 0,5 га, вид рубки - ПРХ, год рубки 2017, установлено, что при проведении рубки ухода за лесом не обеспечено улучшение санитарного состояния лесных насаждений, не подверглись рубке поврежденные и ослабленные деревья, неудовлетворительного состояния, а также неудовлетворительным качеством ствола и кроны; оставлена не вывезенная древесина в установленный срок из лесосеки; заготовленная древесина, оставленная на месте рубки (лесосеке) на период пожароопасного сезона, не собрана в штабеля или поленницы и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м - нарушены п. 12, подп. "в" п. 16 Правил ухода за лесами, подп. "з" п. 12 Правил заготовки древесины, п. 19 Правил пожарной безопасности, что влечет ответственность по ст. 8.27, ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ;
- в квартале N 4, выделе N 8 Лаптевского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека N 2, площадью 7,5 га, вид рубки - ГВР, год рубки 2017, установлено, что выборочная рубка спелых, перестойных лесных насаждений проведена с интенсивностью, не обеспечивающей формирование устойчивых лесных насаждений из второго яруса и подроста главных (целевых) пород; при сжигании порубочных остатков не обеспечено их полное сгорание; не обеспечена сохранность имеющихся на местах рубок (лесосеках) не срубленных деревьев - нарушены п. 35 Правил заготовки древесины, п. 18 Правил пожарной безопасности, что влечет ответственность по ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ;
- в квартале N 4, выделе N 8 Лаптевского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека N 1, площадью 12 га, вид рубки - ГВР, год рубки 2017, установлено, что оставлена не вывезенная древесина в установленный срок; заготовленная древесина, оставленная на месте рубки (лесосеке) на период пожароопасного сезона, не собрана в штабеля или поленницы и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м; при сжигании порубочных остатков не обеспечено их полное сгорание - нарушены подп."з" п. 12 Правил заготовки древесины, п. 18, п. 19 Правил пожарной безопасности, что влечет ответственность по ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ;
- в квартале N 14, выделе N 19 Лаптевского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека N 1, площадью 1,4 га, вид рубки - ПРХ, год рубки 2017, установлено, что при проведении рубки ухода за лесом не обеспечено улучшение санитарного состояния лесных насаждений, не подверглись рубке поврежденные и ослабленные деревья, неудовлетворительного состояния, а также с неудовлетворительным качеством ствола и кроны; не проведена очистка мест рубок (лесосеки) от порубочных остатков; заготовленная древесина, оставленная на месте рубки (лесосеке) на период пожароопасного сезона, не собрана в штабеля или поленницы и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м, оставлена не вывезенная в установленный срок древесина - нарушенып. 12, подп. "в" п. 16 Правил ухода за лесами, подп. "з" п. 12 Правил заготовки древесины, п. 16, п. 19 Правил пожарной безопасности, что влечет ответственность по ст. 8.27, ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ;
- в квартале N 25, выделе N 18 Лаптевского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека N 1, площадью 0,7 га, вид рубки - ПРХ, год рубки 2017, установлено, что при проведении рубки ухода за лесом не обеспечено улучшение санитарного состояния лесных насаждений, не подверглись рубке поврежденные и ослабленные деревья, неудовлетворительного состояния, а также неудовлетворительным качеством ствола и кроны; оставлена не вывезенная древесина в установленный срок из лесосеки; заготовленная древесина, оставленная на месте рубки (лесосеке) на период пожароопасного сезона, не собрана в штабеля или поленницы и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м; не проведена очистка мест рубок (лесосеки) от порубочных остатков - нарушены п. 12, подп. "в" п. 16 Правил ухода за лесами, подп. "з" п. 12 Правил заготовки древесины, п. 19 Правил пожарной безопасности, что влечет ответственность по ст. 8.27, ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ;
- в квартале N 70, выделе N 3 Лаптевского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека N 2 площадью 8,2 га, вид рубки - ГВР, год рубки 2017, установлено, что при сжигании порубочных остатков не обеспечена сохранность имеющихся на местах рубок (лесосеках) не срубленных деревьев; при сжигании порубочных остатков не обеспечено их полное сгорание - нарушен п. 18 Правил пожарной безопасности, что влечет ответственность по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ;
- в квартале N 92, выделе N 5 Лаптевского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека N 1, площадью 1,9 га, вид рубки - ДВР, год рубки 2017, установлено, что рубка деревьев проведена не равномерно по площади лесосеки - нарушен п. 36 Правил заготовки древесины, что влечет ответственность по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ;
- в квартале N 93, выделе N 8 Лаптевского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека N 1, площадью 1,8 га, вид рубки - ДВР, год рубки 2017, установлено, что при сжигании порубочных остатков не обеспечена сохранность имеющихся на местах рубок (лесосеках) не срубленных деревьев, рубка деревьев проведена не равномерно по площади лесосеки - нарушен п. 18 Правил пожарной безопасности, п. 36 Правил заготовки древесины, что влечет ответственность по ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ;
- в квартале N 117, выделе N 32 Лаптевского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека N 1, площадью 2,2 га, вид рубки - ПРЖ, год рубки 2017, установлено, что при проведении рубки ухода за лесом не обеспечено улучшение санитарного состояния лесных насаждений, не подверглись рубке поврежденные и ослабленные деревья, неудовлетворительного состояния, а также с неудовлетворительным качеством ствола и кроны; при сжигании порубочных остатков не обеспечено их полное сгорание - нарушен п. 12, подп. "в"п. 16 Правил ухода за лесами, п. 18 Правил пожарной безопасности, что влечет ответственность по ст. 8.27, ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ;
- в квартале N 103, выделе N 30 Тополинского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека N 2, площадью 2,7 га, вид рубки - ДВР, год рубки 2017, установлено, что заготовленная древесина, оставленная на месте рубки (лесосеке) на период пожароопасного сезона, собрана в штабеля или поленницы и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м, оставлена не вывезенная в установленный срок древесина - нарушен подп. "з" п. 12 Правил заготовки древесины, п. 19 Правил пожарной безопасности, что влечет ответственность по ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ;
- в квартале N 119, выделе N 22 Тополинского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека N 2, площадью 6,4 га, вид рубки - ГВР, год рубки 2017, установлено, что при сжигании порубочных остатков не обеспечено их полное сгорание, оставлена не вывезенная в установленный срок древесина, не проведена очистка мест рубок (лесосеки) от порубочных остатков - нарушен подп. "з" п. 12 Правил заготовки древесины, п. 16, 18 Правил пожарной безопасности, что влечет ответственность по ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ;
- в квартале N 104, выделе N 2 Тополинского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека N 1, площадью 0,9 га, вид рубки - ДВР, год рубки 2017, установлено, что при сжигании порубочных остатков не обеспечено их полное сгорание - нарушен п. 18 Правил пожарной безопасности, что влечет ответственность по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ;
- в квартале N 151, выделе N 15 Тополинского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека N 1, площадью 4,8 га, вид рубки - ПРЖ, год рубки 2017, установлено, что при проведении рубки ухода за лесом не обеспечено улучшение санитарного состояния лесных насаждений, не подверглись рубке поврежденные и ослабленные деревья, неудовлетворительного состояния, а также с неудовлетворительным качеством ствола и кроны; при сжигании порубочных остатков не обеспечено их полное сгорание; оставлена не вывезенная в установленный срок древесина - нарушен подп. "з" п. 12 Правил заготовки древесины, п. 12, подп. "в" п. 16 Правил ухода за лесами, п. 18 Правил пожарной безопасности, что влечет ответственность по ст. 8.27, ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ;
- в квартале N 192, выделе N 8 Тополинского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека N 1, площадью 3,0 га, вид рубки - ПРХ, год рубки 2017, установлено, что при проведении рубки ухода за лесом не обеспечено улучшение санитарного состояния лесных насаждений, не подверглись рубке поврежденные и ослабленные деревья, неудовлетворительного состояния, а также с неудовлетворительным качеством ствола и кроны - нарушен п. 12, подп. "в" п. 16 Правил ухода за лесами, что влечет ответственность по ст. 8.27 КоАП РФ;
- в квартале N 192, выделе N 18 Тополинского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека N 2, площадью 2,7 га, вид рубки - ПРХ, год рубки 2017, установлено, что при проведении рубки ухода за лесом не обеспечено улучшение санитарного состояния лесных насаждений, не подверглись рубке поврежденные и ослабленные деревья, неудовлетворительного состояния, а также с неудовлетворительным качеством ствола и кроны; при сжигании порубочных остатков не обеспечено их полное сгорание, не обеспечена сохранность имеющихся на местах рубок (лесосеках) не срубленных деревьев - нарушен п. 12, подп. "в" п. 16 Правил ухода за лесами, п. 18 Правил пожарной безопасности, что влечет ответственность по ст. 8.27, ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ;
- в квартале N 102, выделе N 16 Тополинского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека N 1, площадью 1,4 га, вид рубки - ДВР, год рубки 2017, установлено, что не проведена очистка мест рубок (лесосеки) от порубочных остатков - нарушен п. 16 Правил пожарной безопасности, что влечет ответственность по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки от 13 сентября 2018 г., фототаблицами.
Перечисленным доказательствам, в совокупности с другими материалами дела, должностное лицо дало правильную оценку и обоснованно признало ООО "Грин-Форс" виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25, ст. 8.27, ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Жалобы на постановление вышестоящим должностным лицом, судьями районного и областного суда рассмотрены в соответствии с требованиями закона.
Доводы жалобы являются необоснованными.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенных административных правонарушений, в силу ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие событий административных правонарушений, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административных правонарушений.
Доводы жалобы о том, что Правила ухода за лесами, утв. приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 185, нарушение которых вменяется обществу, утратили силу, не свидетельствуют об отсутствии состава предъявленных правонарушений, поскольку требования по обеспечению улучшения санитарного состояния лесных насаждений при проведении рубки ухода за лесом, необходимости рубки поврежденных и ослабленные деревьев, неудовлетворительного состояния, а также с неудовлетворительным качеством ствола и кроны, невыполнение которых выявлено в ходе проверки, аналогичны требованиям, предусмотренным п. 18, подп. "в" п. 22 Правил ухода за лесами, утв. приказ Минприроды России от 22.11.2017 N 626.
Доводы жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления, недоказанности события правонарушения, выразившегося в нарушении требований п. 35 Правил заготовки древесины, являлись предметом проверки в ходе рассмотрения жалоб и обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в состоявшихся по делу судебных решениях. Оснований не согласиться с выводами предыдущих судебных инстанций не имеется.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение оспариваемого постановления и решений, не установлено, неустранимые сомнения в виновности ООО "Грин-Форс" в совершении предъявленных правонарушений отсутствуют.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по делу постановлений не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Озеро-Кузнецовскому лесничеству Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 14 мая 2019 г., решение заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 24 июля 2019 г., решение судьи Угловского районного суда Алтайского края от 19 сентября 2019 г., решение судьи Алтайского краевого суда от 3 декабря 2019 г., вынесенные в отношении ООО "Грин-Форс" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25, ст. 8.27, ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу генерального директора управляющей организации ООО "ЛХК "Алтайлес" К. - без удовлетворения.
Судья
Д.А.БЕЗДЕНЕЖНЫХ