Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.07.2021 N 16-4679/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.

Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.07.2021 N 16-4679/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.


Содержание


ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2021 г. N 16-4679/2021
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу К. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора г. Ленинск-Кузнецкий и Промышленновского района по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Кемеровской области от 25 декабря 2020 г., решение судьи Ленинска-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 26 февраля 2021 г. и решение судьи Кемеровского областного суда от 17 мая 2021 г., вынесенные в отношении начальника управления жизнеобеспечения администрации Ленинска-Кузнецкого городского округа Кемеровской области К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора г. Ленинск - Кузнецкий и Промышленновского района по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Кемеровской области от 25 декабря 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Ленинска-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 26 февраля 2021 г. и решением судьи Кемеровского областного суда от 17 мая 2021 г., начальник управления жизнеобеспечения администрации Ленинска-Кузнецкого городского округа Кемеровской области К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 15000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, К. настаивает на отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут административную ответственность виновных лиц.
Из положений ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") следует, что нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Особый противопожарный режим - это дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Статьей 30 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлено, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
В силу ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, помимо прочего, руководители органов местного самоуправления, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 (далее - Правила противопожарного режима), содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с п. 17 (1) Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.
Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Постановлением администрации Ленинска-Кузнецкого городского округа "Об установлении особого противопожарного режима на территории Ленинск-Кузнецкого городского округа в 2020 г." от 9 апреля 2020 г. N 557 на территории Ленинска - Кузнецкого городского округа установлен особый противопожарный режим с 15 апреля 2020 г. по 1 июня 2020 г.
Пунктом 4 указанного постановления управлению жизнеобеспечения администрации Ленинска-Кузнецкого городского округа Кемеровской области в рамках имеющихся полномочий поручено осуществлять контроль за соблюдением Правил благоустройства муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ в части своевременной очистки территории городского округа от горючих отходов, мусора, недопущения разведения костров и сжигания мусора. Определить и обеспечить проведение опашки (при необходимости увеличить противопожарные разрывы, препятствующие распространению лесных и иных пожаров).
Из материалов дела следует, что в период действия особого противопожарного режима на территории Ленинска-Кузнецкого городского округа Кемеровской области произошли пожары на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, прилегающих к домовладениям и иным земельным участкам, расположенным по ул. Лесопильная, 29, Элекстическая, 32, пл. Мазикина, 5, ул. Энергострой, 10, район Совхоза комсомолец, ул. Зейская, 16, ул. Гризодубовой, 4, ул. Невельского, 31, ул. Партизанская, 32, пер. Клубный, 7, ул. Советская, 244, ул. Телефонная, 7, ул. Пригородная, 1, ул. Динамитная, 8, совхоз Комсомолец, ул. Р. Люксембург, 226, ул. Салаирская, 60, ул. Павленко, 47, в <...> "б" и ул. Федорова, 1, пер. Плещеева, 1, а также пер. Водопойный, 48, ул. Изобильная, 5, ул. Топкинская, 180, ул. Депутатская, 42, ул. Подгорная, 152, ул. Краснопитерская, 118, ул. Железнодорожная, 86, ул. 40 лет Октября, 38, ул. Проезжая, 5, 8, ул. Краснодарская 165, ул. Советская, 113, ул. Каинская, 13, ул. Нахимова, 2, ул. Пестеля г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области.
Установлено, что причиной пожаров явилось возгорание сухой растительности на пустырях, прилегающих к вышеуказанным земельным участкам.
Указанные обстоятельства явились основанием составления протокола об административном правонарушении от 31 августа 2020 г. в отношении начальника управления жизнеобеспечения администрации Ленинска-Кузнецкого городского округа Кемеровской области К. и привлечения ее к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, - нарушение требований п. 17 (1) Правил противопожарного режима и ст. 30 Федерального закона "О пожарной безопасности", как руководителя учреждения, ответственного за содержание данного земельного участка, входящего в черту муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ Кемеровской области, не осуществившего надлежащую уборку данной территории и контроль за ее противопожарным состоянием.
Обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются распоряжением администрации Ленинска-Кузнецкого городского округа от 6 ноября 2019 г. N 233-к о приеме К. на должность начальника управления жизнеобеспечения администрации Ленинска-Кузнецкого городского округа Кемеровской области, должностной инструкцией указанной должности, донесениями должностных лиц о пожарах и прилагаемых к ним схемах мест пожаров, выписками из единого реестра недвижимости, характеристиках земельных участков и зарегистрированных правах на них, из которых следует, что государственная собственность на земельные участки не разграничена, причиной пожаров явилось возгорание сухой травы на прилегающих к территории домовладений и иным землям пустырях, а также иными собранными доказательствами и материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Действия К. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы не имеется оснований полагать, что установленные обстоятельства не свидетельствуют о виновности К., причинах пожаров - не скошенная своевременно трава, в последующем не убранная на данной территории сухая трава, необходимости скашивания травы и уборки мусора как первичных противопожарных мерах.
Учитывая период, в которой произошли пожары, на территории земель сухая трава (сухостой), образуя мусор, нуждалась в уборке, что не было обеспечено управлением, возглавляемым К.
Доводы жалобы о том, что государственная собственность на земельные участки не разграничена, потому они не находятся в ведении муниципальных органов, также несостоятельны, противоречат действующему законодательству.
Так, согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Согласно п. п. 9, 11, 25 ст. 8 Устава муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ, принятого решением Ленинска-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 28 октября 2010 г. N 76 (далее - Устав), к вопросам местного значения муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуации в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; утверждение правил благоустройства территории Ленинска-Кузнецкого городского округа, осуществление контроля за их соблюдением.
Согласно ч. 5 ст. 37 Устава в структуре администрации городского округа могут создаваться отраслевые (функциональные) и территориальные органы.
Как следует из содержания п. 1.2 Положения об управлении жизнеобеспечения администрации Ленинска-Кузнецкого городского округа, утвержденного решением Совета народных депутатов Ленинска-Кузнецкого городского округа от 24 мая 2018 г. N 29 (ред. от 31.10.2019) (далее - Положение об управлении), управление является отраслевым (функциональным) органом администрации Ленинска-Кузнецкого городского округа и создано в целях эффективного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Ленинска-Кузнецкого городского округа.
Наряду с прочими полномочиями, согласно п. 3.5.2 Положения об управлении, управление осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Кемеровской области, Уставом муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением Совета народных депутатов Ленинска-Кузнецкого городского округа от 26 октября 2017 г. N 56 (далее - Правила благоустройства) утверждены Правила благоустройства муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ, которые устанавливают обязательные для исполнения требования к состоянию общественных пространств на территории муниципального образования, к содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, к состоянию территории городского округа, инструменты контроля за качеством выполняемых работ по благоустройству и текущим состоянием отдельных элементов и объектов.
Пунктом 5.1. Правил благоустройства предусмотрено, что благоустройство и содержание объектов благоустройства осуществляют физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе, на территориях общего пользования - юридические лица независимо от форм собственности и физические лица, осуществляющие работы по благоустройству и содержанию на основании муниципальных контрактов, договоров;
на территориях индивидуальных домовладений и прилегающих к ним территориях - собственники, владельцы индивидуальных домовладений, лица, имеющие права владения и (или) пользования индивидуальным домовладением на законном основании.
Согласно п. 5.2 Правил благоустройства на объектах благоустройства, за исключением указанных в п. 5.1 настоящих Правил, лицами, ответственными за соблюдение настоящих Правил, являются физические и юридические лица, которым принадлежат указанные объекты на праве собственности, обязательственном праве или на иных законных основаниях в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами. Данные лица обязаны обеспечить выполнение Правил самостоятельно и (или) посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
В п. 10.1 Правил благоустройства указано, что контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется администрацией Ленинска-Кузнецкого городского округа, а также ее структурными подразделениями и функциональными (отраслевыми) органами.
Пунктом 5.2.1 Положения об управлении предусмотрено, что управление осуществляет мониторинг соблюдения Правил благоустройства муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ.
Из обстоятельств дела следует и заявителем жалобы не оспаривается, что мониторинг соблюдения Правил благоустройства управлением как в текущем порядке, так и в порядке исполнения постановления администрации Ленинска-Кузнецкого городского округа от 9 апреля 2020 г. N 557 "Об установлении особого противопожарного режима на территории Ленинск-Кузнецкого городского округа в 2020 г.", не проводился, самостоятельные мероприятия по очистке указанной территории городского округа от мусора управлением также не были осуществлены. К. как руководитель не обеспечила надлежащую организацию деятельности управления жизнеобеспечения администрации Ленинска-Кузнецкого городского округа в условиях особого противопожарного режима.
Доводы жалобы о том, что управлению жизнеобеспечения администрации Ленинска-Кузнецкого городского округа из бюджета не выделялись денежные средства на уборку указанных территорий, не свидетельствуют о невиновности К. как должностного лица, которое, согласно ст. 2.4 КоАП РФ, несет административную ответственность в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) своих должностных обязанностей. Из материалов дела не следует и в жалобе не приводятся сведения о том, что К. обращалась за выделением соответствующих денежных средств на проведение необходимых противопожарных мероприятий или ей было отказано в этом.
Доводы жалобы о неверном применении судебными инстанциями Правил противопожарного режима, утративших свое действие с 1 января 2021 г., были предметом оценки областного суда и обоснованно отвергнуты с приведением в решении тому мотивов, с которыми нет оснований не согласиться.
Постановление о привлечении руководителя управления жизнеобеспечения администрации Ленинска-Кузнецкого городского округа Кемеровской области К. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, соответствует характеру допущенных К. нарушений.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и решения по жалобам на постановление рассмотрены в порядке, установленном ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление государственного инспектора г. Ленинск - Кузнецкий и Промышленновского района по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Кемеровской области от 25 декабря 2020 г., решение судьи Ленинска-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 26 февраля 2021 г. и решение судьи Кемеровского областного суда от 17 мая 2021 г. оставить без изменения, жалобу К. - без удовлетворения.
Судья
С.Н.БУЛЫЧЕВА