Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.02.2021 N 16-31/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.


Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.02.2021 N 16-31/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2021 г. N 16-31/2021
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу главы муниципального образования сельского поселения "Челутаевское" Я. на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора по районам Республики Бурятия по пожарному надзору от 15 апреля 2020 г., решение судьи Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 5 июня 2020 г., решение Верховного суда Республики Бурятия от 3 сентября 2020 г., вынесенные в отношении Главы муниципального образования сельского поселения "Челутаевское" Я. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
установил:
постановлением главного государственного инспектора по районам Республики Бурятия по пожарному надзору от 15 апреля 2020 г., Глава МО СП "Челутаевское" Я. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
Решением судьи Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 5 июня 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Бурятия от 3 сентября 2020 г., постановление оставлено без изменения, жалоба Я. - без удовлетворения.
В жалобе Глава МО СП "Челутаевское" Я. просит постановление и состоявшиеся по делу решения отменить, производство по делу прекратить, указывает на то, что администрация ежегодно обновляет минерализованные полосы в период с мая по сентябрь, в 2019 году минерализованные полосы были обновлены 14.05.2019, что подтверждается заключенным договором, ссылается на то, что по состоянию на 08.04.2020 почва в лесу являлась еще заснеженной и замерзшей, температура воздуха в данный период достигала - 13 градусов, в этой связи работы по обновлению минерализованной полосы не могли проводится. Считает, что контроль за незаконно построенными жителями по ул. Лесная заборов возлагается законом на администрацию района, а не на сельское поселение, глава МО СП "Челутаевское" не мог выбурить лес для обеспечения защитой пожарной полосы в 30 метров, равно как и не мог предпринять юридические меры для освобождения незаконно занятой жителями территории. Инспектором осуществлено фотографирование табличек с указанием направления движения к источнику противопожарного водоснабжения. На каждой табличке четко видны цифры расстояния до источника противопожарного водоснабжения, указана улица, направление движения графически обозначено стрелками, таблички хорошо видимы и читаемы. В п. Челутай имеются естественные источники водоснабжения: озеро, оборудованное подъездом к нему и площадкой для пожарных машин, а также: водокачка, в которой можно набрать воду в любое время года. Считает, что при указанных обстоятельствах отсутствует событие правонарушения. Ранее Я. к административной ответственности за аналогичное правонарушение не привлекался, в связи с этим позиция, указанная главным государственным инспектором о том, что Я. ранее допускались аналогичные нарушения, не основана на законе, оставлен без внимания довод о применении к нему наказания более тяжкого, чем могло быть применено.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 69 "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно положениям статьи 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности и т.д.
Из материалов дела следует, распоряжением органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, Отделение надзорной деятельности и профилактической работы Заиграевского района УНДПР Главного управления МЧС России по Республике Бурятия от 01 апреля 2020 г назначена плановая, выездная проверка в отношении Администрации муниципального образования сельского поселения "Челутаевское". Проверка назначена с целью контроля соблюдения требований пожарной безопасности в соответствии с ежегодным планом проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2020 год, опубликованной на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. Срок проведения проверки установлен с 07 апреля 2020 г, не более 20 рабочих дей, окончить не позднее 05 мая 2020 г. В процессе проверки установлено провести мероприятия по контролю; визуальный осмотр территории, проведении противопожарного инструктажа в АМО СП "Челутаевское", расположенного по адресу: Республика Буриятия, Заиграевский район, с. Челутай 3 км, пер. Связи N 1. С указанным распоряжением Глава МСП "Челутаевское" С.А. Ягольник ознакомлен, о чем свидетельствует подпись.
08.04.2020 и 14.04.2020 проведена плановая выездная проверка администрации МО СП "Челутаевское" Заиграевского района Республики Бурятия, объекты защиты проверяемого учреждения расположены по адресу: Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Челутай 3 км. В ходе проверки установлено, что администрацией допущено нарушение требований пожарной безопасности: требований статьи 19 Федерального закона "О пожарной безопасности", пунктов 55, 78, 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012, пункт 4.14 Свода правил СП 4.13130.2013 - не обновлены защитные противопожарные минерализованные полосы вдоль с. Челутай;
- отсутствует безопасное расстояние от границ застройки ул. Лесная до лесных насаждений;
- не обозначено направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;
- не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения на пер. Связи.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 15.04.2020 г, с которым Я. ознакомлен.
По данному факту постановлением государственного инспектора по пожарному надзору глава МО СП "Челутаевское" Я. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Согласно пункту 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 (далее - Правила) руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.
Направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (абз. 4 п. 55)
В соответствии с пунктом 78 Правил на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.
Пунктом 4.14 "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" предусмотрено, что Противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках} - не менее 30 м.
Указанные требования соблюдения правил и норм пожарной безопасности должностным лицом не были выполнены, что подтверждается протоколом об административном правонарушении, с которым Я. был ознакомлен в установленном законом порядке, однако каких-либо возражений либо пояснений по факту выявленного правонарушения не дал. Будучи допрошенным в суде пояснил о том, что указанные нарушения действительно были в период плановой проверки, однако были устранены позднее.
Доводы жалобы о соблюдении сроков, в течение которых он как должностное лицо мог устранить указанные нарушения, не влияют на правильность выводов судебных инстанций, поскольку в данном случае нарушения выявлены в ходе плановой проверки соблюдения требований пожарной безопасности.
Доводы жалобы о невозможности обновления минерализованной полосы ввиду погодных условий несостоятельны, опровергаются представленными в дело распечатками, из которых следует, что температура воздуха составляла от + 10 до + 18 градусов по Цельсию на период апреля 2020 г, в связи с чем суд обоснованно пришел к выводу о наличии возможности обновления указанной полосы как в период осени 2019 года, так и на момент проведения проверки.
Наличие договора оказания услуг по обновлению минерализованных полос в лесу в 2020 году, не опровергает установленных административным органом и судебными инстанциями доводов о невыполнении указанным лицом требований пожарной безопасности, перечисленных в протоколе об административном правонарушении.
Доводы жалобы о том, что при проведении проверки были установлены таблички с указанием направления движения к источнику противопожарного водоснабжения противоречат материалам дела, поскольку в судебном заседании Я. пояснил, что инспектор ехал по другим улицам, поэтому не увидел такие таблички, при этом не отрицал, что их не имеется около озер, поскольку там их не на что крепить. О наличии указанного правонарушения указано в протоколе об административном правонарушении, в свою очередь Я. при ознакомлении с протоколом не сделал никаких замечаний относительно указанных обстоятельств. Отсутствие табличек было установлено административным органом при обследовании соответствующих улиц, ведущих к водозаборным местам. Частично их отсутствие было подтверждено и самим Я., а после проведения проверки им были заказаны указанные таблички.
Доводы жалобы о том, что он не мог допустить вырубку леса для обеспечения противопожарного расстояния от границ застройки ул. Лесная до лесных насаждений, равно как и не мог обязать жителей убрать забор с целью соблюдения 30 м защитной пожарной полосы, противоречат материалам дела. В ходе переписки с уполномоченными органами, Я. был поставлен в известность о том, каким образом возможно соблюдение названных выше требований, что после проведения проверки им и было выполнено.
Доводы жалобы относительно отсутствия нарушений в части не созданных условий для забора воды из источников наружного водоснабжения, несостоятельны. Материалами дела такие нарушения подтверждаются. Я. не отрицал, что действительно был разрушен колодец для забора воды, поскольку сгнила деревянная опалубка. Утверждения о том, что при наличии такого повреждения возможно набрать воду, ничем не подтверждены. Вопреки данным утверждениям разрушенный колодец является препятствием для забора воды пожарным автомобилем, поскольку емкость врыта на определенную глубину, сверху ставится колодец, чтобы не замерзала вода.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых решений не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материально права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление главного государственного инспектора по районам Республики Бурятия по пожарному надзору от 15 апреля 2020 г., решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 5 июня 2020 г., решение Верховного суда Республики Бурятия от 3 сентября 2020 г., вынесенные в отношении главы муниципального образования сельского поселения "Челутаевское" Я. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу главы муниципального образования сельского поселения "Челутаевское" Я. - без удовлетворения.
Судья
С.Н.МИХЕЕВА