Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.08.2024 N 16-4858/2024 (УИД 24RS0055-01-2023-000531-50)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.08.2024 N 16-4858/2024 (УИД 24RS0055-01-2023-000531-50)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2024 г. N 16-4858/2024
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу главы Уярского района Г. на вступившие в законную силу постановление заместителя директора краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана" от 28 июня 2023 г.,
решение судьи Уярского районного суда Красноярского края от 31 августа 2023г, вынесенные в отношении администрации Уярского района Красноярского края, по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя директора КГКУ "Лесная охрана" от 28 июня 2023 г., оставленным без изменения
решением судьи Уярского районного суда Красноярского края от 31 августа 2023 г., администрация Уярского района Красноярского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
В жалобе заявитель просит об отмене постановления и решения, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно
ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что в КГКУ "Лесная охрана" из краевого государственного бюджетного учреждения "Уярское лесничество" поступили материалы о лесном пожаре N 2 от 10.05.20023г, возникшем на территории государственного лесного фонда: Красноярского края, КГКУ "Уярскоее лесничество", "Уярское сельское участковое лесничество, совхоз "Авдинский", квартал N 2, выдел N 14. По результатам рассмотрения данных материалов, должностным лицом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования для установления причин пожара и виновных лиц по
ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ. В ходе административного расследования установлено, что 09.05.2023 г в ходе проверки сообщения системы видео мониторинга о задымлении на территории Уярского сельского участкового лесничества совхоза "Авдинский" в квартале N 2, выделе N 14, был обнаружен лесной пожар, низовой, беглый, слабой интенсивности на площади 4 га, совхоз "Авдинский", КГБУ "Уярское лесничество". Площадь лесного пожара на момент его ликвидации составила 39 га, который произошел в 1 км по прямой от п. Авда, азимут 90°. Причиной лесного пожара согласно акта N 2 о лесном пожаре от 09.05.2023г, стал переход огня с земель иных категорий. Местом возникновения и распространения пожара является земельный участок в кадастровом квартале N, без кадастрового номера, с координатами N 55.741138, Е94.629097, находиться на землях сельскохозяйственного назначения. Согласно сведениям публичной кадастровой карты, земельный участок, примыкающий к кварталу N 2, выдела N 14, совхоз "Авдинский", КГБУ "Уярское лесничество", не имеет кадастрового номера, на котором права и ограничения не зарегистрированы, местом возгорания является земля сельскохозяйственного назначения. В ходе административного расследования доказательств неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности администрацией Уярского района не установлено. Материалами дела подтверждается непринятие администрацией Уярского района после схода снежного покрова мер по очистке прилегающего к участку лесного фонда, находящегося во владении земельного участка от сухой травянистой растительности, отделению леса противопожарной минерализованной полосой или иным противопожарным барьером.
Согласно
приказу министерства лесного хозяйства Красноярского края от 11.04.2023 N 86-942-од на территории Уярского района Красноярского края объявлен противопожарный сезон. Согласно
постановления правительства Красноярского края от 18.04.2023 г N 310-п с 05 мая 2023 г введен особый противопожарный режим на территории Уярского района, в связи с чем, действия администрации квалифицированы по
ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Изложенное явилось основанием для привлечения администрации Уярского района Красноярского края к административной ответственности, предусмотренной
ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Поданную на постановление должностного лица жалобу, судья Уярского районного суда Красноярского края принял к производству суда, указал, что дело подсудно названного суду.
Оставляя без изменения постановление должностного лица о назначении администрации Уярского района Красноярского края административного наказания, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии нарушений при рассмотрении дела и доказанности вины администрации в совершении вмененного состава административного правонарушения.
В настоящей жалобе заявитель указывает на нарушение судом правил территориальной подсудности, поскольку по делу проведено административное расследование. Орган проводивший расследование находится по адресу: <...> "Красноярский рабочий", д. 160, стр. 1, в связи с чем жалоба принята Уярским районным судом Красноярского края с нарушением правил территориальной подсудности.
Доводы жалобы заслуживают внимания, ввиду следующего.
В силу
ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
В соответствии с положениями
ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г.
N 623-О-П и от 15 января 2009 г.
N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки
ч. 1 ст. 47 и
ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление (
пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
При этом согласно
части 2 статьи 28.7 КоАП РФ вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении должностным лицом, уполномоченным в соответствии со
статьей 28.3 названного Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, или прокурором.
В постановлении должностного лица от 28 июня 2023 г и в решении судьи Уярского краевого суда Красноярского края от 31 августа 2023 г указано, что по настоящему делу проведено административное расследование, в рамках которого были выявлены нарушения, вмененные администрации Уярского района Красноярского края, перечисленные выше. Однако суд не проверил, проводилось ли фактически по настоящему делу административное расследование, по данному вопросу материалы дела об административном правонарушении не проверялись и оценки не получили.
При этом следует отметить, что запрошенное в рамках рассмотрения настоящей жалобы дело об административном правонарушении в отношении администрации Уярского района Красноярского края, предоставлено районным судом в подшитом виде в материалах судебного дела N 12-38/2023. Исходя из представленного дела сделать вывод о полноте материалов, находящихся на рассмотрении административного органа при вынесении постановления от 28 июня 2023г, не представляется возможным, поскольку на запрос судьи районного суда о предоставлении подлинника дела об административном правонарушении по настоящему делу имеется сопроводительная о направлении материалов административного дела по
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ (допущена описка в части статьи) в отношении администрации Уярского района Красноярского края, в приложении указано на 86 л. 1 экз, (л.д. 19). Из описи дела N 592/34-2023 г следует, что в нем содержится 27 процессуальных документа, что не соответствует сопроводительной должностного лица.
Суд при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица о назначении административного наказания не исследовал в полном объеме представленные материалы дела, выводы о подсудности данного дела Уярскому районному суду Красноярского края не мотивировал.
Допущенные судом нарушения являются существенными, влияют на правильность и законность вынесенного по делу решения.
Устранить допущенное нарушение при рассмотрении настоящей жалобы невозможно, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а дело возвращению в Уярский районный суд Красноярского края на новое рассмотрение.
постановил:
жалобу главы Уярского района Г. удовлетворить частично.
Решение судьи Уярского районного суда Красноярского края от 31 августа 2023 г., вынесенное в отношении администрации Уярского района Красноярского края, по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ - отменить.
Дело возвратить в Уярский районный суд Красноярского края на новое рассмотрение.
Судья
С.Н.МИХЕЕВА