Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.10.2020 N 16-5861/2020
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.


Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.10.2020 N 16-5861/2020
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2020 г. N 16-5861/2020
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу на вступившие в законную силу решение Калачинского городского суда Омской области от 17.07.2020 и решение Омского областного суда от 11.08.2020, вынесенные в отношении Крестьянского хозяйства "Тритикум" (далее - КХ "Тритикум") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника отдела Калачинского лесничества ГУЛХ Омской области Б. от 26.05.2020 N 19/43 КХ "Тритикум" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Калачинского городского суда Омской области от 17.07.2020 постановление от 26.05.2020 оставлено без изменения.
Решением Омского областного суда от 11.08.2020 решение от 17.07.2020 оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, глава Крестьянского хозяйства "Тритикум" Л. просит судебные решения отменить, приводя доводы о его незаконности.
По результатам рассмотрения жалобы и проверки истребованных материалов дела, не нахожу оснований для удовлетворения жалобы. К указанному выводу прихожу по следующим основаниям.
В силу части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Лица, виновные в нарушении требований Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил).
Как следует из материалов дела, основанием привлечения КХ "Тритикум" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили выводы должностного лица о том, что КХ "Тритикум" в период действия особого противопожарного режима, введенного Постановлением Правительства Омской области от 15.04.2020 N 131-п, нарушены требования пункта 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, ч. 2 ст. 10, ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно: не проведена очистка от сухой травянистой растительности, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, лес не отделен противопожарной минерализованной полосой не менее 0,5 метра или иным противопожарным разрывом.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности в соответствии со статьями 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебные инстанции также пришли к выводу о наличии в действиях КХ "Тритикум" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях.
Между тем, с привлечением КХ "Тритикум" к административной ответственности по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях согласиться нельзя по следующим основаниям.
Нарушение КХ "Тритикум" требований пожарной безопасности в лесах было зафиксировано при проведении натурного осмотра 21.04.2020.
Постановлением Правительства Омской области от 15.04.2020 N 131-п "Об установлении особого противопожарного режима на территории Омской области" особый противопожарный режим на территории Омской области установлен с 16 апреля по 15 июня 2020 года. Согласно ст. 41 Закона Омской области от 21.11.2002 N 409-ОЗ "О нормативных правовых актах Омской области" нормативные правовые акты Губернатора Омской области, Правительства Омской области, органов исполнительной власти Омской области вступают в силу после их официального опубликования.
Статьей 37.1. указанного Закона определено, что официальным опубликованием нормативных правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области и органов исполнительной власти Омской области считается первая публикация их полного текста в официальных изданиях, определяемых в соответствии со статьей 38 настоящего Закона, или первое размещение (опубликование) их полного текста в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, определяемом Губернатором Омской области, в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статьей 38 указанного Закона определено, что официальными изданиями, предназначенными для официального опубликования нормативных правовых актов Омской области, являются газета "Омский вестник", "Ведомости Законодательного Собрания Омской области".
Материалы дела об административном правонарушении не содержат достоверных данных, безусловно свидетельствующих о том, что на момент выявления административного правонарушения постановление было надлежащим образом опубликовано и вступило в законную силу.
Судебными инстанциями данный вопрос не выяснялся.
Кроме того, заслуживает внимания и довод о том, что Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУТ-19) нерабочие дни с сохранением заработной платы продлены с 04.04.2020 по 30.04.2020. Соответственно период с 16.04.2020 по 21.04.2020 являлся нерабочим.
Между тем, суды нижестоящих инстанций в своих решениях делают вывод о том, что у КХ "Тритикум" со дня схода снежного покрова имелось достаточно времени для выполнения требований законодательства в сфере пожарной безопасности в лесах.
Однако, такой вывод является неверным, поскольку КХ "Тритикум" вменяется нарушение правил пожарной безопасности в лесах именно в условиях особого противопожарного режима, который введен с 16.04.2020.
Часть 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Составы административных правонарушений, предусмотренные частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 1 статьи 8.32 названного Кодекса имеют единый родовой объект посягательства, при этом санкция части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает менее строгое наказание, чем санкция части 3 статьи 8.32 названного Кодекса, в связи с чем переквалификация действий КХ "Тритикум" с части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 8.32 данного Кодекса возможна, поскольку не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В связи с чем, действия КХ "Тритикум" следует переквалифицировать на часть 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку его действия выражаются в нарушении правил пожарной безопасности в лесах и образуют объективную сторону указанного состава административного правонарушения.
В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, постановление по делу об административном правонарушении и судебные решения подлежат изменению путем переквалификации действий КХ "Тритикум" с части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление начальника отдела Калачинского лесничества ГУЛХ Омской области Б. от 26.05.2020 N 19/43, решение Калачинского городского суда Омской области от 17.07.2020 и решение Омского областного суда от 11.08.2020, вынесенные в отношении Крестьянского хозяйства "Тритикум" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Переквалифицировать действия Крестьянского хозяйства "Тритикум" с части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В остальной части постановление должностного лица и судебные акты оставить без изменения, жалобу главы Крестьянского хозяйства "Тритикум" Л. - без удовлетворения.
Судья
И.В.КОНКИНА