Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.05.2020 N 16-2687/2020
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Производство по делу прекращено.
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.05.2020 N 16-2687/2020
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Производство по делу прекращено.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2020 г. N 16-2687/2020
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу Х.Н.В. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора г. Новосибирска по пожарному надзору от 19 сентября 2019 г., решение судьи Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 27 декабря 2019 г. и решение судьи Новосибирского областного суда от 3 марта 2020 г., вынесенные в отношении генерального директора управляющей компании "Приоритет-НСК" (далее общество, ООО УК "Приоритете-НСК") Х.Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора г. Новосибирска по пожарному надзору от 19 сентября 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 27 декабря 2019 г. и решением судьи Новосибирского областного суда от 3 марта 2020 г., генеральный директор ООО УК "Приоритете-НСК" Х.Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 6000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Х.Н.В. настаивает на отмене указанных постановления должностного лица административного органа и судебных актов как незаконных.
Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Как следует из материалов дела основанием привлечения к административной ответственности Х.Н.В. послужили выводы должностного лица административного органа о том, что по результатам внеплановой выездной проверки в отношении ООО УК "Приоритет-НСК", проведенной на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Новосибирска по пожарному надзору от 16 сентября 2019 г. N 2019, выявлено, что с двух продольных сторон не обеспечен проезд пожарной техники к многоквартирному жилому дому по <адрес> тем, что на них расположены транспортные средства.
Должностное лицо административного органа пришло к выводу, что указанные обстоятельства, выявленные в ходе проверки, свидетельствуют о нарушении обществом, руководителем которого является Х.Н.В., пунктов 8.1, 8.6, 8.8 свода правил
СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденных
приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. N 288 (ред. от 18.07.2013) (далее - СП 4.13130), а также
ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее также Технический регламент).
С выводами должностного лица административного органа согласились районный и областной суды.
Между тем указанные выводы вызывают сомнения, поскольку не учитывают следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (
ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу положений
ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Согласно предисловию
СП 4.13130 применение указанного свода правил обеспечивает соблюдение требований к объемно-планировочным и конструктивным решениям по ограничению распространения пожара в зданиях и сооружениях, установленных Федеральным
законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно
п. 1.1. СП 4.13130 настоящий свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
Из материалов дела следует, что в ходе производства по данному делу Х.Н.В. последовательно оспаривала свою виновность в нарушении указанных норм, ссылаясь на их технические требования к устройству проездов, которые не были предметом внеплановой выездной проверки.
Районный суд в своем решении данные доводы оставил без внимания и оценки.
Областной суд, признавая указанные доводы Х.Н.В. несостоятельными, указал, что независимо от применения по делу указанных
СП 4.13130, приведенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом Технического регламента.
Однако областным судом не учтено, что ч. 1 ст. 90 Технического регламента, несоблюдение которой вменено в вину Х.Н.К., также предусматривает требования технического характера, к тому же не к функциональным, а к пожарным проездам и подъездам, что не было предметом исследования и оценки должностного лица административного органа.
Тем самым областной суд вышел за пределы объема обвинения лица, привлеченного к административной ответственности.
Судебными инстанциями в нарушение требований
ст. ст. 24.1 и
26.1 КоАП РФ, а также положений
ст. 30.6 КоАП РФ, законность постановления должностного лица административного органа фактически не была проверена, доводы жалобы заявителя оставлены без внимания и надлежащей оценки.
Вместе тем выводы должностного лица административного органа о несоблюдении руководителем общества Х.Н.В.
пунктов 8.1,
8.6,
8.8 СП 4.13130 и ч. 1 ст. 90 Технического регламента не имеют подтверждения представленными в дело доказательствами, противоречат установленным обстоятельствам. Заполнение проездов, подъездов к жилому дому транспортными средствами не свидетельствует о несоответствии технических характеристик указанных подъездов, проездов требованиям
СП 4.13130.
Указанные нарушения процессуальных требований, предусмотренных
КоАП РФ, являются существенными, повлиявшими на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах обжалуемые акты не могут быть признаны законными и обоснованными, они подлежат отмене.
Учитывая положения
п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, производство по делу подлежит прекращению на основании
п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
постановил:
жалобу Х.Н.В. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора г. Новосибирска по пожарному надзору от 19 сентября 2019 г., решение судьи Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 27 декабря 2019 г. и решение судьи Новосибирского областного суда от 3 марта 2020 г. отменить.
Судья
С.Н.БУЛЫЧЕВА