Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.09.2023 N 16-4994/2023 (УИД 22RS0068-01-2022-008140-42)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: 1) О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ за нарушение правил использования лесов; 2) По ст. 8.27 КоАП РФ за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению; 3) По ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Производство по делу прекращено.


Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.09.2023 N 16-4994/2023 (УИД 22RS0068-01-2022-008140-42)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: 1) О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ за нарушение правил использования лесов; 2) По ст. 8.27 КоАП РФ за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению; 3) По ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Производство по делу прекращено.

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2023 г. N 16-4994/2023
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Ларичихинскому лесничеству управления лесами Минприроды Алтайского края ФИО7 на вступившее в законную силу решение судьи Алтайского краевого суда от 25 апреля 2023 г., вынесенное в отношении закрытого акционерного общества "Ларичихинский ЛПХ" (далее - ЗАО "Ларичихинский ЛПХ", общество) по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25, ст. 8.27, ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Ларичихинскому лесничеству управления лесами Минприроды Алтайского края от 15 августа 2022 г., оставленным без изменения решением заместителя начальника управления лесами Минприроды Алтайского края от 2 ноября 2022 г., ЗАО "Ларичихинский ЛПХ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25, ст. 8.27, ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 200 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 7 февраля 2023 г. постановление начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Ларичихинскому лесничеству управления лесами Минприроды Алтайского края от 15 августа 2022 г. и решение заместителя начальника управления лесами Минприроды Алтайского края от 2 ноября 2022 г. изменены: назначенное ЗАО "Ларичихинский ЛПХ" административное наказание снижено с применением ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ до 100 000 рублей.
Решением судьи Алтайского краевого суда от 25 апреля 2023 г. вышеперечисленные акты, состоявшиеся по делу, отменены, производство по делу прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, решения.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо административного органа ФИО7, вынесший постановление об административном наказании, настаивает на отмене решения судьи Алтайского краевого суда от 25 апреля 2023 г., приводя доводы о незаконности обжалуемого судебного акта.
ЗАО "Ларичихинский ЛПХ", уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче должностным лицом, вынесшим постановление по делу, жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, в установленный срок возражения на жалобу не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины.
Статьей 8.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.
Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Ларичихинский ЛПХ" осуществляет заготовку древесины на территории Ларчихинского лесничества Алтайского края согласно договору N N аренды от ДД.ММ.ГГГГ.
16 мая 2022 г. Минприроды Алтайского края провело осмотр лесосек предоставленного в аренду лесного участка, выявив нарушение обществом при заготовке древесины Правил ухода за лесами, утвержденными приказами Минприроды России от 30 июля 2020 г. N 534, Правил заготовки древесины в лесничествах, указанных в ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 г. N 993, и Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. N 1614.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25, ст. 8.27, ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ должностным лицом административного органа, с чем согласились вышестоящее должностное лицо административного органа и районный суд.
Отменяя вынесенные по делу акты должностных лиц административного органа и районного суда, прекращая производство по делу, судья краевого суда указал на отсутствие юридической силы доказательств, полученных в ходе осмотра лесосек, ввиду нарушения при проведении осмотра лесосек требований законодательства о государственном контроле (надзоре).
В частности, по мнению судьи краевого суда, должностные лица административного органа должны были провести контрольное мероприятие, учитывая ограничения по возбуждению дел об административных правонарушениях, введенных постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", пунктом 9 которого установлен запрет на возбуждение дела об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), без проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием, проверки и составления акта по результатам их проведения.
С выводами судьи краевого суда нет оснований согласиться, поскольку согласно п. 1 вышеуказанного Постановления, в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно п. 18 ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению лесной охраны.
При таких условиях не имеется оснований полагать, что составы административных правонарушений, выявленных по настоящему делу, включают в себя нарушения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора).
Учитывая изложенное, неверное применение норм права, выводы судьи краевого суда о недостоверности результатов осмотра лесосек (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ), нет оснований признать обоснованными.
Такое разрешение дела нельзя признать отвечающим установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях, в связи с чем решение судьи краевого суда нельзя признать законными.
С учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения ЗАО "Ларичихинский ЛПХ" к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, обжалуемое решение краевого суда подлежит изменению путем указания на прекращение производства по настоящему делу на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, а также исключения указания на прекращение производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесены постановление, решения. Из мотивировочной части судебного акта следует исключить выводы о недостоверности результатов осмотра лесного участка.
В остальной части указанный судебный акт подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Ларичихинскому лесничеству управления лесами Минприроды Алтайского края ФИО7 удовлетворить частично.
Решение судьи Алтайского краевого суда от 25 апреля 2023 г. изменить: исключить из мотивировочной части выводы о недостоверности результатов осмотра лесного участка, из резолютивной части - указание на прекращение производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесены постановление, решения; указать в резолютивной части на прекращение производства по делу на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В остальной части указанный судебный акт оставить без изменения.
Судья
С.Н.БУЛЫЧЕВА