Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.08.2023 N 16-4464/2023 (УИД 22RS0068-01-2022-008134-60)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: 1) О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ за нарушение правил использования лесов; 2) По ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: 1) Производство по делу прекращено; 2) Производство по делу прекращено.
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.08.2023 N 16-4464/2023 (УИД 22RS0068-01-2022-008134-60)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: 1) О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ за нарушение правил использования лесов; 2) По ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: 1) Производство по делу прекращено; 2) Производство по делу прекращено.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2023 г. N 16-4464/2023
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Озерскому лесничеству управления лесами Минприроды Алтайского края А. на вступившее в законную силу
решение судьи Алтайского краевого суда от 12 апреля 2023 г., вынесенное в отношении закрытого акционерного общества "Алтайкровля" (далее - ЗАО "Алтайкровля", общество) по делу об административных правонарушениях, предусмотренных
ч. 1 ст. 8.25,
ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Озерскому лесничеству управления лесами Минприроды Алтайского края от 11 августа 2022 г., оставленным без изменения решением заместителя начальника управления лесами Минприроды Алтайского края от 1 ноября 2022 г., ЗАО "Алтайкровля" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 8.25,
ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 350000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 2 февраля 2023 г. постановление начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Озерскому лесничеству управления лесами Минприроды Алтайского края от 11 августа 2022 г. и решение заместителя начальника управления лесами Минприроды Алтайского края от 1 ноября 2022 г. изменены: назначенное ЗАО "Алтайкровля" административное наказание снижено с применением
ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ до 175000 рублей.
Решением судьи Алтайского краевого суда от 12 апреля 2023 г. вышеперечисленные акты, состоявшиеся по делу, отменены, производство по делу прекращено на основании
п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, решения.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо административного органа А., вынесший постановление об административном наказании, настаивает на отмене решения судьи Алтайского краевого суда от 12 апреля 2023 г., приводя доводы о незаконности обжалуемого судебного акта.
ЗАО "Алтайкровля", уведомленное в соответствии с требованиями
ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче должностным лицом, вынесшим постановление по делу, жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, в установленный срок возражения на жалобу не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины.
Из положений
пп. "з" п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 г. N 993 (далее - Правила заготовки древесины), следует, что при заготовке древесины не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.
Частью 3 ст. 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
Постановлением Правительства Алтайского края от 27 апреля 2022 г. N 142 на территории Алтайского края установлен особый противопожарный режим с 27 апреля 2022 г.
Согласно
пп. "б" п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. N 1614 (далее - Правил пожарной безопасности в лесах), при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Алтайкровля" Управлением лесами Алтайского края передан по договору N N аренды от ДД.ММ.ГГГГ. для заготовки древесины лесной участок общей площадью 84212,05 га, расположенный на территории <адрес> лесничеств Алтайского края.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 2022 г. Минприроды Алтайского края провело осмотр лесосек предоставленного в аренду лесного участка, выявив нарушение
пп. "з" п. 12 Правил заготовки древесины и
пп. "б" п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах при заготовке ЗАО "Алтайкровля" древесины.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности по
ч. 1 ст. 8.25,
ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ должностным лицом административного органа, с чем согласились вышестоящее должностное лицо административного органа и районный суд.
Отменяя вынесенные по делу акты должностных лиц административного органа и районного суда, прекращая производство по делу, судья краевого суда указал на отсутствие юридической силы доказательств, полученных в ходе осмотра лесосек, ввиду нарушения при проведении осмотра лесосек требований законодательства о государственном контроле (надзоре). В частности, по мнению судьи краевого суда, должностные лица административного органа должны были провести контрольное мероприятие в виде рейдового осмотра по согласованию с прокурором согласно требованиям
п. п. 32,
34,
35,
37 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1098 (далее - Положение о федеральном государственном лесном контроле (надзоре)), и с учетом положений
ст. 96 Лесного кодекса РФ, Федерального
закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Выводы судьи краевого суда вызывают сомнения.
Положениями
ч. 8 ст. 23.2 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что после выполнения лесосечных работ органом государственной власти, органом местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных
статьями 81 -
84 настоящего Кодекса, проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (заключительный осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт заключительного осмотра лесосеки.
Из положений п. 3.1.3 договора N N аренды от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что арендодатель имеет право на беспрепятственный доступ на территорию арендуемого лесного участка с целью его осмотра на предмет соблюдения условий договора.
В случае прекращения действия договора или его досрочного расторжения арендатор обязан передать лесной участок арендодателю по акту приема-передачи в состоянии пригодном для ведения лесного хозяйства с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования (п. 3.4.47 договора).
Пунктами 3,
4 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного приказом Минприроды России от 27 июня 2016 г. N 367 (далее - Порядок осмотра лесосеки), установлено, что осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного пользования), договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в
части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.
Лицо, осуществляющее осмотр лесосек, за 10 дней до проведения осмотра лесосек обязано предупредить лицо, осуществляющее лесосечные работы, о дате и времени проведения осмотра лесосек.
При таких условиях, с целью проверки состояния лесного участка условиям договора аренды и учитывая, что работы на лесном участке окончены, лесной участок подлежал передаче административному органу согласно решению Арбитражного суда г. Москвы от 17 декабря 2021 г., оставленному без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2022 г., о расторжении договора N N от ДД.ММ.ГГГГ., должностное лицо административного органа известил общество о проведении осмотра расположенных на нем лесосек в соответствии с Порядком осмотра лесосеки и в соответствии с ним произвел осмотр лесного участка на местности.
Из решения судьи краевого суда не следуют основания, по которым в данном случае административный орган не должен был руководствоваться положениями
ч. 8 ст. 23.2 КоАП РФ, а осуществить контрольное мероприятие (плановое, внеплановое) в виде рейдового осмотра согласно Положению о федеральном государственном лесном контроле (надзоре). Из обстоятельств дела такие основания не усматриваются.
Учитывая изложенное, выводы судьи краевого суда о недостоверности результатов осмотра лесосек (
ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ), нет оснований признать обоснованными.
Такое разрешение дела нельзя признать отвечающим установленным
ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях, в связи с чем решение судьи краевого суда нельзя признать законными.
С учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения ЗАО "Алтайкровля" к административной ответственности, установленный
ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, обжалуемое решение краевого суда подлежит изменению путем указания на прекращение производства по настоящему делу на основании
п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, а также исключения указания на прекращение производства по делу на основании
п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесены постановление, решения. Из мотивировочной части судебного акта следует исключить выводы о недостоверности результатов осмотра лесного участка.
В остальной части указанный судебный акт подлежат оставлению без изменения.
постановил:
жалобу начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Озерскому лесничеству управления лесами Минприроды Алтайского края А. удовлетворить частично.
Решение судьи Алтайского краевого суда от 12 апреля 2023 г. изменить: исключить из мотивировочной части выводы о недостоверности результатов осмотра лесного участка, из резолютивной части - указание на прекращение производства по делу на основании
п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесены постановление, решения; указать в резолютивной части на прекращение производства по делу на основании
п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В остальной части указанный судебные акт оставить без изменения.
Судья
С.Н.БУЛЫЧЕВА