Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.03.2021 N 16-1174/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.


Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.03.2021 N 16-1174/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2021 г. N 16-1174/2021
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу Руководителя ТУ Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, С. на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора Иркутского района по пожарному надзору от 29 апреля 2020 г., решение судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 11 сентября 2020 г., вынесенные в отношении Территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Иркутской области о делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
установил:
постановлением главного государственного инспектора Иркутского района по пожарному надзору от 29 апреля 2020 г Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ТУ ФАУГИ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Решением судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 11 сентября 2020 г., постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба представителя ТУ ФАУГИ в Иркутской области без удовлетворения.
В жалобе Руководитель ТУ ФАУГИ в Иркутской области С. просит отменить вынесенные по делу постановление и решение, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; особый противопожарный режим - это дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Статьей 30 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлено, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В силу статьи 20 названного закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима).
Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Исходя из положений этих Правил и смысла законодательства в области пожарной безопасности, создание угрозы возникновения пожара недопустимо, размещение легковоспламеняющихся и горючих предметов без соблюдения требований, предусмотренных названными Правилами и иными нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности, на территориях общего пользования, прилегающих к объектам защиты, в том числе к жилым домам, запрещено.
В соответствии с пунктом 17 (1) Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.
Из материалов дела следует, что 09.04.2020 г в 16:27 часов в ОНД и ПР по Иркутскому району от диспетчера ЦППС поступило телефонное сообщение о возгорании мусора на открытой территории по адресу: <...>. Сотрудниками пожарного надзора осуществлен осмотр и фотофиксация места возгорания. По результатам проверки выявлено нарушение требований пожарной безопасности на земельном участке с кадастровым номером N, собственником которого является Российская Федерация. Возгорание стало возможным вследствие необеспечения на земельном участке своевременной очистки от сухой растительности. Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении и привлечении указанного лица к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждены совокупностью доказательств, исследованных судом и установленными обстоятельствами, имеющими значение для дела, в порядке требований ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ. Доказательствам, подробно приведенным в решении суда, дана правильная оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, не согласиться с которой оснований не имеется
В силу требований части 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 5.2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г N 432 "О федеральном агенстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агенство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности.
ТУ ФАУГИ в Иркутской области не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Действия Управления квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о пожарной безопасности.
В ходе производства по делу на основании совокупности собранных доказательств установлено, что Территориальное управления допустило нарушения норм и правил пожарной безопасности, не обеспечив на земельном участке, собственником которого является Российская Федерация, своевременной очистки от сухой растительности, ввиду чего произошло возгорание.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о том, что Положением о Территориальном управлении и должностным регламентом сотрудников не предусмотрены полномочия по осуществлению покоса травы и уборки мусора в границах федеральных земельных участков, не являются основанием для освобождения от административной ответственности указанного лица, поскольку действующее законодательство не освобождает их от обязанности выполнения обязательных требований Закона по соблюдению норм и правил противопожарной безопасности наряду со всеми собственниками и пользователями имуществом.
Доводы жалобы по своей сути основаны на субъективном толковании действующего законодательства, являлись предметом рассмотрения суда, получили правильную оценку, сводятся к несогласию с выводами суда, не влияют на правильность этих выводов и не влекут отмену принятого по делу решения.
Сроки давности и процедура привлечения Управления к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено с учетом требований ст. 3.2, 3.3 КоАП РФ, менее минимального, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление главного государственного инспектора Иркутского района по пожарному надзору N 2-19-77 от 29 апреля 2020 г, решение судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 11 сентября 2020 г. - оставить без изменения, жалобу Руководителя Территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, С. - без удовлетворения.
Судья
С.Н.МИХЕЕВА