Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.08.2023 N 16-4618/2023 (УИД 24RS0038-01-2022-000391-94)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Производство по делу прекращено.
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.08.2023 N 16-4618/2023 (УИД 24RS0038-01-2022-000391-94)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Производство по делу прекращено.
Содержание
Согласно протоколу об административном правонарушении, ОАО "РЖД", являясь владельцем земельного участка с кадастровым номером N, расположенного вдоль границы леса на территории Тинского лесничества, Тинского участкового лесничества, квартала N, в выделах N, занятого полосой отвода Иланской дистанции пути Красноярской железной дороги по Транссибирской магистрали, 12 мая 2022 г. допустило нарушение требований, предусмотренных пунктом 37 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 октября 2020 г. N 1614, выразившееся в следующем: полоса отвода железной дороги в местах прилегания их к лесным массивам не очищена от сухой травы и других горючих материалов; противопожарный барьер в виде минерализованной полосы, разделяющей полосу отчуждения железной дороги от государственного лесного фонда отсутствует
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2023 г. N 16-4618/2023
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу заместителя директора КГКУ "Лесная охрана" Ю. на вступившее в законную силу
решение судьи Красноярского краевого суда от 21 декабря 2022 г., вынесенное в отношении ОАО "РЖД" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя директора КГКУ "Лесная охрана" Ю. ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 06 октября 2022 г. постановление изменено, путем снижения назначенного наказания в виде штрафа до 150 000 рублей.
Решением судьи Красноярского краевого суда от 21 декабря 2022 г. постановление по делу об административном правонарушении и указанное судебное решение отменены, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В жалобе заместитель директора КГКУ "Лесная охрана" Ю. просит решение судьи Красноярского краевого суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
ОАО "РЖД", извещенное в соответствии с
частью 2 статьи 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы на указанное судебное решение, в установленный срок возражения не представило.
Изучение материалов данного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
Согласно
пункту 37 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2020 г. N 1614, полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Согласно протоколу об административном правонарушении, ОАО "РЖД", являясь владельцем земельного участка с кадастровым номером N, расположенного вдоль границы леса на территории Тинского лесничества, Тинского участкового лесничества, квартала N, в выделах N, занятого полосой отвода Иланской дистанции пути Красноярской железной дороги по Транссибирской магистрали, 12 мая 2022 г. допустило нарушение требований, предусмотренных
пунктом 37 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2020 г. N 1614, выразившееся в следующем: полоса отвода железной дороги в местах прилегания их к лесным массивам не очищена от сухой травы и других горючих материалов; противопожарный барьер в виде минерализованной полосы, разделяющей полосу отчуждения железной дороги от государственного лесного фонда отсутствует.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем директора КГКУ "Лесная охрана" Ю. постановления о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной
частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Судья районного суда с выводами должностного лица о виновности ОАО "РЖД" в совершении указанного административного правонарушения согласился.
При пересмотре постановления по делу об административной правонарушении и решения судьи районного суда, судьей Красноярского краевого суда сделан вывод о том, что протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие защитника и законного представителя ОАО "РЖД", которые не были надлежащим образом извещены о времени и месте составления протокола.
В связи с указанными обстоятельствами судья Красноярского краевого суда признал протокол об административном правонарушении недопустимым доказательством, отменил постановление должностного лица и решение судьи районного суда, производство по делу прекратил в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Такие выводы обоснованными признать нельзя в силу следующего.
В соответствии со
статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно
статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении в отношении ОАО "РЖД" был составлен 04 июля 2022 г. государственным инспектором КГКУ "Лесная охрана" Т.А.С. по адресу: 1116 км А/Д Р-255 "Сибирь" в отсутствие защитника и законного представителя юридического лица (л.д. 61-67).
К материалам дела приобщена направленная в адрес ОАО "РЖД" телеграмма, из содержания которой следует, что составление и подписание протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, состоится 04 июля 2022 г. в 11 час. 30 мин. в КГКУ "Лесная охрана" по адресу: 1116 км а/д Р-255 Сибирь (л.д. 69).
Согласно материалам дела, указанная телеграмма была получена адресатом 23 июня 2022 г. (л.д. 68).
Делая вывод о том, что общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола, судья краевого суда исходил из того, что указанный в телеграмме адрес не позволял определить точное место составления протокола об административном правонарушении.
Между тем, из представленных материалов следует, что за КГКУ "Лесная охрана" на праве оперативного управления закреплено нежилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, Нижнеингашский район, 1116 км. Федеральной автомобильной дороги М-53 "Байкал".
Данный адрес указан в ЕГРН в качестве одного из основных характеристик объекта недвижимости.
С 01 января 2018 г., в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. N 928 "О Перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения", для указанной автомобильной дороги используется учетный номер и наименование Р-255 "Сибирь".
Таким образом, адрес составления протокола об административном правонарушении (Красноярский край, Нижнеингашский район, 1116 км. Федеральная автомобильная дорога Р-255 "Сибирь"), указанный в телеграмме, полученной ОАО "РЖД", соответствовал сведениям о регистрации нежилого помещения, фактически занимаемом КГКУ "Лесная охрана".
Указанный адрес, вопреки выводам судьи Красноярского краевого суда, является точным и не требующим, в рассматриваемом случае, дополнительной конкретизации.
При таких обстоятельствах выводы судьи Красноярского краевого суда о ненадлежащем извещении ОАО "РЖД" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении являются несостоятельными; поводов для признания указанного протокола недопустимым доказательством не имелось; приведенные в обжалуемом решении основания, в соответствии с которыми суд пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, отсутствовали.
Изложенным обстоятельствам судьей Красноярского краевого суда надлежащая оценка не дана.
Таким образом, данное дело об административном правонарушении в отношении общества рассмотрено судьей Красноярского краевого суда с нарушением требований
статей 24.1,
26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Допущенное судьей краевого суда нарушение процессуальных требований
КоАП РФ является существенным, носит фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении.
Однако, возможность отмены незаконного судебного решения и направления дела на новое рассмотрения в данный момент утрачена, в силу следующего.
Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для его возбуждения, имели место 12 мая 2022 г., следовательно, срок давности привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренный
частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек 12 мая 2023 г.
В силу
пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и применение указанного обстоятельства не ставится в зависимость от каких-либо дополнительных условий.
Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно
части 2 статьи 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене постановления по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу.
Принимая во внимание положения
пункта 6 части 1 статьи 24.5,
статьи 30.17 КоАП РФ и учитывая, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности, установленный
статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, а производство по делу в отношении общества было прекращено, возможность возобновления производства по данному делу и правовой оценки действий юридического лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.
При таких обстоятельствах обжалуемое судебное решение отменено быть не может, но подлежит изменению путем исключения из его содержания выводов о ненадлежащем извещении ОАО "РЖД" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о признании указанного протокола недопустимым доказательством и о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
В связи с изложенным,
решение судьи Красноярского краевого суда от 21 декабря 2022 г. подлежит изменению также путем указания на то, что производство по данному делу об административном правонарушении, подлежит прекращению на основании
пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
постановил:
Жалобу заместителя директора КГКУ "Лесная охрана" Ю. удовлетворить частично.
Решение судьи Красноярского краевого суда от 21 декабря 2022 г., вынесенное в отношении ОАО "РЖД" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, изменить: исключить из его содержания выводы о ненадлежащем извещении ОАО "РЖД" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о признании протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством, о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Судья
Д.В.НЕДОРЕЗОВ