Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.05.2021 N 16-2046/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.05.2021 N 16-2046/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2021 г. N 16-2046/2021
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 1 УФСИН России по Курганской области на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора Курганской области по пожарному надзору - заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы по ГУ МЧС России по Курганской области от 06 октября 2020 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 19 ноября 2020 года, решение судьи Курганского областного суда от 25 января 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 1 УФСИН России по Курганской области,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Курганской области по пожарному надзору - заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы по ГУ МЧС России по Курганской области от 06 октября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 19 ноября 2020 года и решением судьи Курганского областного суда от 25 января 2021 года, Федеральное казенное учреждение Исправительная колония N 1 УФСИН России по Курганской области (далее ФКУ ИК-1, учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции от имени и в интересах ФКУ ИК-1, его законный представитель - начальник учреждения А. выражает несогласие с указанными выше актами, просит изменить наказание на менее строгое.
На жалобу от ГУ МЧС России по Курганской области и от прокуратуры Курганской области поступили отзывы на жалобу, в которых указано на необоснованность изложенных в ней доводов.
Изучив доводы жалобы, отзывов на нее, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32 и
11.16 настоящего Кодекса и
частями 6,
6.1 и
7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу
статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
При рассмотрении дела установлено, что ФКУ ИК-1 УФСИН России по Курганской области допущены нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренных Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (
пункт 1 части 2 статьи 1,
часть 1 статьи 6,
статья 54,
статья 84), а также требований
СП 3.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (п. 1.1, табл.1, табл.2, п. 1.2 Приложение А, п. А.4, п.А.10, Табл. А1, Табл. А3), что выразилось в незащищенности автоматической установкой пожарной сигнализации и необорудованности системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре задания санпропускника, здания клуба - столовой в жилой зоне, здания сборочного цеха мебельного участка, производственного здания (литейный цех), производственного здания (мельница), производственного здания (участок металлообработки), а также в том, что система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в помещениях здания столовой для осужденных производственной зоны находится в нерабочем состоянии, помещение отдыха здания дежурной части, кабинеты заместителя начальника колонии, начальника ОВРО, библиотека, студия кабельного телевидения и помещение кафе для сотрудников, не защищено автоматической установкой пожарной сигнализации, здание воспитательного штаба не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Нарушение указанных требований пожарной безопасности, допущенное юридическим лицом, выявлено должностным лицом отдела надзорной деятельности 21.07.2020 года в ходе обследования зданий и помещений учреждения по поручению Прокуратуры Курганской области и по указанному факту заместителем прокурора Курганской области 17.09.2020 года возбуждено дело об административном правонарушении.
Таким образом деяние ФКУ ИК-1 УФСИН России по Курганской области образует состав административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Курганской области административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; и в настоящей жалобе установленный факт допущенных учреждением нарушений требований пожарной безопасности по существу не оспаривается.
Оснований не доверять сведениям государственного инспектора по пожарному надзору о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, не имеется, в ходе рассмотрения дела их наличие не опровергнуто. Оснований полагать, что при осуществлении своей деятельности должностными лицами органа пожарного надзора допущены нарушения прав юридического лица, также не имеется.
Согласно
части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Устранение допущенных нарушений входит в обязанности юридического лица и в настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Курганской области не соблюдены, при этом объективных сведений, указывающих, что юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению до момента выявления нарушений, в материалах дела не имеется. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности в учреждении, с учетом его деятельности, могут повлечь негативные последствия, и приводят к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на объекте защиты.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования
статей 24.1,
26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в
статьях 1.5,
1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и сроки давности привлечения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Курганской области к административной ответственности соблюдены.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушения 06 октября 2020 года уполномоченным должностным лицом с участием представителя юридического лица вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в котором содержатся все сведения, предусмотренные
статьей 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Судебными инстанциями по жалобам юридического лица дело проверено в полном объеме в соответствии с
частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, всем доводам жалоб дана полная и объективная оценка.
В жалобе начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Курганской области просит изменить назначенное наказание и снизить размер штрафа, применив положения
части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, либо назначить предупреждение, ссылаясь на то, что в настоящее время большинство выявленных нарушений устранены.
Вместе с тем оснований для изменения вынесенных по делу решений в указанной части не имеется. Назначенное административное наказание соответствует требованиям
статей 3.1,
3.5,
4.1 -
4.3 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым, назначено юридическому лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи. Наличие каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в соответствии с положениями
части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, судебными инстанциями не установлено.
С доводами жалобы о возможности замены назначенного наказания со штрафа на предупреждение также нельзя согласиться.
В соответствии с положениями
статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение как мера административного наказания применяется только при совершении административных правонарушений, не представляющих значительную общественную опасность и не повлекших причинение значительного вреда. Между тем, объектом вменяемого юридическому лицу правонарушения является пожарная безопасность, необеспечение которой создает угрозу жизни и здоровья граждан, их имущества, а также угрозу уничтожения или повреждения государственного, муниципального имущества и имущества организаций в результате пожара. Следовательно, исходя из обстоятельств дела, за совершение данного правонарушения назначение административного наказания в виде предупреждения, не соответствует принципам и целям назначения наказания.
При рассмотрении дела в судебных заседаниях участвовали защитники ФКУ ИК-1 УФСИН России по Курганской области, которые обосновывали позицию юридического лица по делу. Нарушений гарантированных
Конституцией РФ и
статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Курганской области по пожарному надзору - заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы по ГУ МЧС России по Курганской области от 06 октября 2020 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 19 ноября 2020 года, решение судьи Курганского областного суда от 25 января 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 1 УФСИН России по Курганской области, оставить без изменения, жалобу Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 1 УФСИН России по Курганской области - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции
И.И.ТРАПЕЗНИКОВА