Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.03.2022 N 16-1187/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.03.2022 N 16-1187/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2022 г. N 16-1187/2022
Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу законного представителя акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" - М. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию Ямальский район управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ - главного государственного инспектора Ямальского района по пожарному надзору N 61 от 20 июля 2021 года, решение судьи Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2021 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 ноября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении акционерного общества "Ямалкоммунэнерго",
установил:
постановлением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию Ямальский район управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ - главного государственного инспектора Ямальского района по пожарному надзору N 61 от 20 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2021 года (N 12-16/2021), решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 ноября 2021 года (N 7-406/2021), акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (АО "Ямалкоммунэнерго", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (
КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты законный представитель АО "Ямалкоммунэнерго" просит их отменить, производство по делу прекратить.
Дело об административном правонарушении, истребованное по указанной жалобе поступило в кассационный суд 16 февраля 2022 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32 и
11.6 настоящего Кодекса и
частями 6,
6.1 и
7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из положений
статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) следует, что нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Как установлено при рассмотрении дела, АО "Ямалкоммунэнерго" на основании договора аренды N <данные изъяты> от <данные изъяты> года использует в своей деятельности склад ГСМ на 4,5 тысячи м3, расположенный по адресу: <данные изъяты>. Пунктом 5.3.9 указанного договора установлена обязанность общества содержать в исправном состоянии здания, строения, сооружения, транспортные средства и иное имущество, руководствуясь действующими нормами и правилами технической эксплуатации, правилами проведения планово-предупредительного ремонта, правилами пожарной безопасности, производственной санитарии, требованиями промышленной безопасности, требованиями органов Ростехнадзора и Росстандарта России, экологическими нормативами и прочими нормами и правилами, выполнять правила и требования гражданской обороны и пожарной безопасности за счет собственных средств.
29 апреля 2021 года при проведении внеплановой выездной проверки на основании распоряжения N 38 от 30 марта 2021 года сотрудником ОНД и ПР по МО Ямальский район на объекте защиты АО "Ямалкоммунэнерго" - складе ГСМ на 4,5 тысячи м3 филиала АО "Ямалкоммунэнерго", были выявлены и зафиксированы нарушения обществом требований пожарной безопасности, а именно:
- в нарушение
статьи 59 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. п. 6.4.69,
6.4.72 СП 4.13130.2013, не оборудованы резервуары стационарно установленными генераторами пены и сухими трубопроводами (с соединительными головками для присоединения пожарной техники и заглушками), выведенными за обвалование;
- в нарушение статьи
п. 4 ст. 4,
п. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 6.4.90 СП 4.13130.2013 склад не оборудован электрической пожарной сигнализацией с ручными пожарными извещателями срок исполнения предписания N 17/1/1 от 108.10.2019 истек 20.08.2020
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО "Ямалкоммунэнерго" к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Факт совершения АО "Ямалкоммунэнерго" административного правонарушения подтвержден совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым должностным лицом и судьями нижестоящих судебных инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями
статьи 26.11 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности должностное лицо и судьи при рассмотрении жалоб на постановление пришли к обоснованным выводам о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения.
Согласно
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих на то, что юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
Доказательства, на основании которых установлена виновность юридического лица, получены в установленном законом порядке.
Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьями обстоятельства не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено.
Доводы жалобы о том, что переданный обществу в аренду склад не соответствовал требованиям пожарной безопасности, а также о том, что тарифами общества на 2021 год не было предусмотрено перевооружение склада, не свидетельствуют об отсутствии вины в совершении вменяемого правонарушения, и основаниями для изменения обжалуемых актов не являются.
В силу
статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, помимо прочего, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор. Поскольку стороны в договоре аренды N <данные изъяты> года урегулировали вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил обоснованно привлечено АО "Ямалкоммунэнерго", которое не выполнило возложенную на него обязанность.
Обстоятельства, касающиеся отсутствия мероприятий по перевооружению склада в инвестиционных и производственных программах общества на 2021 год, не отменяют возложенные договором на общество обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности в отношении объекта.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в
статьях 1.5,
1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол по делу об административном правонарушении соответствует требованиям
статьи 28.2 КоАП РФ.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные
статьей 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
Наказание назначено в соответствии с санкцией
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела судьями районного суда и суда округа дело проверено в соответствии с требованиями
статей 30.6,
30.9 КоАП РФ.
Нарушений гарантированных
Конституцией Российской Федерации и
статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных
статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию Ямальский район управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ - главного государственного инспектора Ямальского района по пожарному надзору N 61 от 20 июля 2021 года, решение судьи Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2021 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 ноября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении акционерного общества "Ямалкоммунэнерго", оставить без изменения, жалобу законного представителя акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" - М. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции
Л.А.САВЕЛЬЕВА