Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.03.2021 N 16-767/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ за воспрепятствование деятельности должностного лица, на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Отказано.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.03.2021 N 16-767/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ за воспрепятствование деятельности должностного лица, на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Отказано.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2021 г. N 16-767/2021(16-6161/2020)
Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Консультант "ПожАвтоматика" Б. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 52 судебного района города Кургана Курганской области от 16 сентября 2020 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 28 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Консультант "ПожАвтоматика",
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 52 судебного района города Кургана Курганской области от 16 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 28 октября 2020 года, общество с ограниченной ответственностью "Консультант "ПожАвтоматика" (далее - ООО "Консультант "ПожАвтоматика", юридическое лицо, общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "Консультант "ПожАвтоматика" Б. просит об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и возражений, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с
частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных
частью 4 статьи 14.24,
частью 9 статьи 15.29 и
статьей 19.4.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с
частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Согласно
части 16 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в
пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями), требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно
статьи 2 названного Федерального закона законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора определяются Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке (
статья 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Согласно
подпунктам "а",
"б",
"е" пункта 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года N 290, государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право: проводить проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты в части соблюдения требований пожарной безопасности; беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и заверенной в установленном порядке копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, при этом проверка может проводиться только должностным лицом (должностными лицами), которое указано в распоряжении руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора; выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
При рассмотрении дела установлено, что прокуратура Курганской области 23.07.2020 направила в ГУ МЧС России по Курганской области требование о проведении внеплановой выездной проверки ООО "Консультант "ПожАвтоматика".
Распоряжение начальника ГУ МЧС России по Курганской области о проведении проверки в период с 28.07.2020 по 24.08.2020 получено директором ООО "Консультант "ПожАвтоматика" <данные изъяты> 28.07.2020, о чем свидетельствует его подпись (л.д. 18).
Уведомление о необходимости обеспечения явки представителя юридического лица 20.08.2020 в 10:00 часов на объекте защиты МБОУ г. Кургана "Гимназия N 32", расположенного по адресу: <...>, направлено на адрес электронной почты ООО "Консультант "ПожАвтоматика" 19.08.2020 в 15 часов 34 минуты. Однако, общество, уведомленное надлежащим образом, явку представителя, имеющего полномочия представлять интересы юридического лица при проведении внеплановой проверки в указанные время и месте, не обеспечило, таким образом, ООО "Консультант "ПожАвтоматика" от проведения проверки уклонилось.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении N 7 от 24 августа 2020 года в отношении ООО "Консультант "ПожАвтоматика" (л.д. 4 - 8); требованием заместителя прокурора Курганской области N 7-17-2020 от 23 июля 2020 года о проведении внеплановой выездной проверки (л.д. 12 - 13); распоряжением начальника Главного управления МЧС России по Курганской области от 24 июля 2020 года N 4 "О проведении внеплановой выездной проверки" (л.д. 14 - 18); уведомлением о проведении проверки от 19 августа 2020 года (л.д. 19); договором N 6 ТО от 1 января 2020 года на эксплуатационно-техническое обслуживание с планом-графиком работ (л.д. 20-22); объяснением <данные изъяты> от 20 августа 2020 года (л.д. 23); выпиской из ЕГРЮЛ от 23 августа 2020 года (л.д. 25 - 31) и иными материалами дела, получившими оценку по правилам, установленным
статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении ООО "Консультант "ПожАвтоматика" административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований
статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее правонарушение, предусмотренное
частью 1 статьей 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы защитника о нарушении органом контроля порядка проведения внеплановой выездной проверки, выразившемся в нарушении предусмотренного
частью 16 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ срока уведомления общества о проведении данной проверки, не состоятельны, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.
В соответствии с
частью 16 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в
пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Исходя из
пункта 2 части 2 статьи 10 данного Федерального закона основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);
г) нарушение требований к маркировке товаров.
Согласно требованию от 23.07.2020 N 7-17-2020 прокуратура Курганской области обязала ГУ МЧС России по Курганской области провести внеплановую выездную проверку ООО "Консультант "ПожАвтоматика" в связи с поступлением информации о нарушениях требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки по факту пожара в ФГБОУ ВО "Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева", обслуживание (монтаж) автоматической пожарной сигнализации в помещении которого проводило ООО "Консультант "ПожАвтоматика".
Таким образом, основанием для проведения внеплановой выездной проверки ГУ МЧС России по Курганской области являлось требование прокурора, указывающее на обстоятельства возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, что в данном случае является исключением требования, указанного в
части 16 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ. В связи с этим, обязанности у ГУ МЧС России по Курганской области о соблюдении требования об уведомлении юридического лица не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения данной проверки не было.
Другие доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, не согласиться с которыми оснований не имеется, и не ставят под сомнение наличие в действиях юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу решений.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Консультант "ПожАвтоматика" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено юридическому лицу с учетом требований
статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением
статьи 3.4 данного Кодекса в виде предупреждения, является обоснованным и справедливым.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных
статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемых судебных актов отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 52 судебного района города Кургана Курганской области от 16 сентября 2020 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 28 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ООО "Консультант "ПожАвтоматика", оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Консультант "ПожАвтоматика" Б. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
Л.А.САВЕЛЬЕВА