Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.05.2021 N 16-2234/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.


Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.05.2021 N 16-2234/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.

СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2021 г. N 16-2234/2021
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос" - Ш. на постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Кондинского отдела службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре М. N 06399/2020 от 15 сентября 2020 года, решение судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.25, частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос",
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Кондинского отдела службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре М. N 06399/2020 от 15 сентября 2020 года общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос" (далее по тексту - ООО "Газпромнефть-Хантос", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьей 8.25, частью 1 статьи 8.31, частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений части 2 статьи 4.4 указанного Кодекса общество подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2020 года, оставленным без изменения судьей суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 февраля 2021 года, постановление должностного лица административного органа N 06-399/2020 от 15 сентября 2020 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в интересах ООО "Газпромнефть-Хантос", защитник общества Ш., действующая по доверенности, просит отменить постановление должностного лица, решение судьи районного суда от 17 ноября 2020 года и решение судьи суда округа от 15 сентября 2020 года, ссылаясь на их незаконность, и прекратить производство по делу.
Копия жалобы направлена в Службу по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, от представителя которой в установленный срок поступили письменные возражения, в которых указано на необоснованность доводов жалобы.
Дело, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 07 апреля 2021 года.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятых по делу постановления и решений не нахожу.
В соответствии с частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил заготовки древесины влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13 сентября 2016 года N 474 утверждены Правила заготовки древесины (действующие в момент совершения административного правонарушения).
Согласно подпункту "к" пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года N 474 (действующих в момент совершения административного правонарушения) не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
В соответствии с частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно абзацу 2 пункта 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607, при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее по тексту также - Правила). В соответствии с пунктом 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Из материалов дела следует, что приказом Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 апреля 2020 года N 13-нп на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлен пожароопасный сезон. Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июля 2020 года N 395-рп с 06 июля 2020 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры введен особый противопожарный режим. Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 августа 2020 года N 467-рп особый противопожарный режим отменен с 14 августа 2020 года.
На основании распоряжения заместителя руководителя Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 06-254/2020 от 27 июля 2020 года с 03 по 05 августа 2020 года с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений лесного законодательства проведено мероприятие по контролю (патрулированию) в лесах, в ходе которого установлено, что 04 августа 2020 года в 10 часов 00 минут в лесах на участке лесного фонда, расположенном в квартале N 36 выделе N 199 Пойменного урочища Болчаровского участкового лесничества Кондинского территориального отдела - лесничества обнаружен факт рубки лесных насаждений и использования лесного участка под площадной объект (лесосеку). Площадка свободна от лесных насаждений, вырублена. На территории площадки размещена заготовленная древесина, а также установлена буровая установка, мобильный вагон городок, автомобильный специальный транспорт и технологическое оборудование. В ходе патрулирования вышеуказанного лесного участка зафиксировано отсутствие проведения очистки лесосеки от порубочных остатков.
Участок лесного фонда, расположенный в квартале N 36 выделе N 199 Пойменного урочища Болчаровского участкового лесничества Кондинского территориального отдела - лесничества используется ООО "Газпронефть-Хантос" на основании договоров аренды лесного участка от 24 сентября 2019 года N 0062/19-04-ДА и от 24 сентября 2019 года N 0063/19-04-ДА.
В связи с выявленными нарушениями обществом подп. "к" пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года N 474, пункта 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607, пункта 16 Правил Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, составлены протоколы об административном правонарушении N 06-397/2020 от 25 августа 2020 года по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; N 06-398/2020 от 25 августа 2020 года по части 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; N 06-399/2020 от 25 августа 2020 года по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением должностного лица от 25 августа 2020 года административные дела N 06-397/2020, 06-398/2020, 06-399/2020 объединены в одно производство, которому присвоен номер N 06-399/2020.
Выявленные нарушения требований законодательства явились основанием для вынесения должностным лицом административного органа постановления о привлечении ООО "Газпромнефть-Хантос" к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 1 статьи 8.31, части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебные инстанции согласились с выводами должностного лица административного органа.
Фактические обстоятельства совершения вмененных обществу административных правонарушений подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении N 06-397/2020 от 25 августа 2020 года, протоколе об административном правонарушении N 06-398/2020 от 25 августа 2020, протоколе об административном правонарушении N 06-399/2020 от 25 августа 2020 года (том N 1 л.д. 184-205), актом по итогам проведения мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах от 06 августа 2020 года N 06-254/2020 (том N 1 л.д. 65-68), фотоматериалами (том N 1 л.д. 70-77), договорами аренды лесного участка от 24 сентября 2019 года (том N 1 л.д. 81-98), а также иными доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку должностного лица и судебных инстанций на предмет их допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административных правонарушений, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы защитника, изложенные в жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, о том, что общество не является субъектом вмененных правонарушений, со ссылкой на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения обществом правил заготовки древесины, правил санитарной безопасности в лесах, правил пожарной безопасности в лесах в условиях особо противопожарного режима, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и обосновано отклонены. Согласно пункту 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, а также пункту 3 Правил заготовки древесины, граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. При этом наличие договора подряда не освобождает общество от ответственности за нарушение вышеприведенных Правил при использовании арендованного лесного участка, поскольку не влияет на объем его обязательств арендатора по договорам аренды лесного участка. Учитывая изложенное, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что ООО "Газпромнефть-Хантос" является надлежащим субъектом данных административных правонарушений.
Совокупность установленных должностным лицом административного органа и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволило последним прийти к обоснованным выводам о том, что события административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.25, частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дел вышеперечисленных доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего указанные правоотношения, не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица и судебных инстанций, основанием для отмены обжалуемых актов не является.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к выводам о том, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, принимая во внимание требования части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности, не имеется.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административном правонарушении в отношении ООО "Газпромнефть-Хантос" составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о назначении административного наказания в отношении ООО "Газпромнефть-Хантос" вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.
Административное наказание ООО "Газпромнефть-Хантос" назначено с учетом положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении судьями районного суда и суда автономного округа жалоб ООО "Газпромнефть-Хантос" на постановление должностного лица дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона. Доводам жалобы общества была дана надлежащая правовая оценка, выводы судебных инстанций достаточным образом мотивированны.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Кондинского отдела службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре М. N 06399/2020 от 15 сентября 2020 года, решение судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.25, частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос" оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос" - Ш. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции
Н.А.ПЕЧЕНКИНА