Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.08.2020 N 16-2221/2020
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.08.2020 N 16-2221/2020
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2020 г. N 16-2221/2020
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды А. на вступившие в законную силу решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 декабря 2019 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос",
установил:
постановлением заместителя начальника Ханты-Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений, старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды А. N 01-193/2019 от 16 августа 2019 года общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос" (далее по тексту - ООО "Газпромнефть-Хантос", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (N 12-1022/2019) от 16 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (N 7-68/2020) от 05 февраля 2020 года указанное выше постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Газпромнефть-Хантос" прекращено, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции на вступившие в законную силу судебные акты, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении - старший государственный инспектор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды А. просит отменить судебные акты, считая их незаконными и направить дело на новое рассмотрение.
Копия жалобы направлена в соответствии с требованиями
части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для ознакомления в адрес ООО "Газпромнефть-Хантос", от которого в установленный срок отзыва или возражения не поступило.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с положениями
части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с
пунктом 1 части 1 и
2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации к мерам пожарной безопасности в лесах относится предупреждение лесных пожаров; меры по предупреждению лесных пожаров осуществляются в соответствии с проектом освоения лесов.
В соответствии с
частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417 утверждены
Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
По смыслу взаимосвязанных положений подпункта "а" пунктов 3 и 5 указанных Правил, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров, которое осуществляется с помощью противопожарного обустройства лесов, обеспечения средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лицами, которым лесной участок был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или аренду на основании проекта освоения лесов.
Перечень мер противопожарного обустройства лесов установлен в
постановлении Правительства РФ от 16 апреля 2011 года N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов", в соответствии с которым к мерам противопожарного обустройства лесов относится, в том числе, установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 01-074/2019 от 07 мая 2019 года в отношении ООО "Газпромнефть-Хантос" в период с 17 июня по 12 июля 2019 года проведена плановая выездная проверка, в ходе которой должностное лицо Природнадзора Югры выявило отсутствие по состоянию на 27 июня 2019 года аншлагов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности на лесном участке Самаровского лесничества Ханты-Мансийского участкового лесничества Самаровского урочища в квартале 77 выделе 25, на лесном участке Самаровского лесничества Правдинского участкового лесничества Пойменного урочища в квартале 57 выделе 108, и на лесном участке Самаровского лесничества Ханты-Мансийского участкового лесничества Самаровского урочища в квартале 84 выделе 15; отсутствие по состоянию на 02 июля 2019 года аншлага, содержащего информацию о мерах пожарной безопасности на лесном участке Самаровского лесничества Правдинского участкового лесничества Правдинского урочища в квартале 5 выделе 40; отсутствие по состоянию на 26 июня 2019 года аншлага, содержащего информацию о мерах пожарной безопасности на лесном участке Самаровского лесничества Правдинского участкового лесничества Пойменного урочища в квартале 11 выделе 71.
По результатам проверки составлен акт 12 июля 2019 года, в котором должностным лицом сделаны выводы о нарушении ООО "Газпромнефть-Хантос" требований подпункта "а" пункта 3, пункта 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2007 года N 417,
пункта 1 части 1,
части 2 статьи 53,
части 1,
пункта 9 части 2,
части 3 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ, выразившемся в невыполнении обществом мер по предупреждению лесных пожаров в соответствии законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов на лесных участках, арендованных у Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО - Югры по договорам аренды от 01 августа 2017 года N 0065/17-10-ДА, от 22 февраля 2019 года N 0042/19-10-ДА, от 10 августа 2018 года N 0233/18-10-ДА, от 05 февраля 2019 года N 0018/19-10-ДА.
Данные нарушения, отраженные в Акте проверки N 01-074/2019 от 12 июля 2019 года, явились основанием для составления должностным лицом Природнадзора Югры в отношении ООО "Газпромнефть-Хантос" 07 августа 2019 года 5 протоколов об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ (N 01-193/2019, N 01-194/2019, N 01-195/2019, N 01-196/2019, N 01-197/2019), и для вынесения заместителем начальника Ханты-Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Югры А. 16 августа 2019 года постановления N 01-193/2019, которым общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию.
Судья районного суда при пересмотре дела об административном правонарушении по жалобе ООО "Газпромнефть-Хантос", дав оценку обстоятельствам дела с точки зрения приведенного в судебном решении толкования положений
статей 50.7,
51,
53.1 Лесного кодекса РФ,
подпункта "а" пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417, пунктов 15 (4) и 15 (5) постановления Правительства РФ от 16 апреля 2011 года N 281, положений приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 марта 2014 года N 161, пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что предоставленные обществу на основании решения Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО - Югры лесные участки имеют общую границу с лесами, расположенными на территории государственных природных заповедников на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. Указанный вывод послужил основанием для отмены вынесенного должностным лицом постановления и прекращения производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. С указанными выводами согласился судья суда автономного округа при пересмотре дела по жалобе должностного лица, вынесшего постановление.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, старший государственный инспектор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды А. указывает на незаконность и необоснованность данных выводов судебных инстанции, а также приводит доводы о неверном толковании судебными инстанциями норм материального права.
Между тем данные доводы, не могут служить основанием для отмены судебных решений в связи со следующим.
Пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, осуществляется в порядке, установленном
статьями 30.12 -
30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно
части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям
ст. 46,
ч. 1 ст. 50,
ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями
ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Исходя из положений
статьи 4.5 и
пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
Поскольку к настоящему времени срок давности привлечения ООО "Газпромнефть-Хантос" к административной ответственности по
части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек, то возможность правовой оценки вынесенных судебных актов с точки зрения правильности применения и толкования судами норм материального права при установлении фактических обстоятельств рассматриваемого дела, а также применительно к вопросу о виновности лица в совершении административного правонарушения, исключена, кроме прочего это повлечет ухудшение положения юридического лица, что недопустимо.
Указанное также свидетельствует о невозможности отмены судебных актов с целью направления дела на новое рассмотрение, поскольку истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в настоящем случае является также препятствием для нового обсуждения вопросов о виновности общества в совершении административного правонарушения.
В связи с изложенным правовых оснований для отмены состоявшихся по делу решений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 декабря 2019 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос", оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды А. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции
И.И.ТРАПЕЗНИКОВА