Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.03.2020 N 16-910/2020
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ за воспрепятствование деятельности должностного лица, на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.


Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.03.2020 N 16-910/2020
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ за воспрепятствование деятельности должностного лица, на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.

СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2020 г. N 16-910/2020
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Тандер" П. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 6 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области от 27 сентября 2019 года и решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 09 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Тандер",
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 6 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области от 27 сентября 2019 года (N 3-538/2019), оставленным без изменения решением судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 09 декабря 2019 года (N 12-290/2019), акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО "Тандер" П., действующая на основании доверенности, просит об отмене судебных актов.
ФГКУ "Специальное управление ФПС N 103 МЧС России", уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче жалобы, возражения не представило.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 25 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 года N 294-ФЗ ФЗ) при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 03 августа 2018 года должностным лицом ФГКУ "Специальное управление ФПС N 103 МЧС России" в отношении АО "Тандер" вынесено предписание N 34/1/2 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности в здании по адресу: <...>, со сроком исполнения до 31 января 2019 года, которое получено обществом 10 августа 2018 года (л.д. 55-57).
Согласно представленным в материалы дела сведениями и выписке из ЕГРЮЛ, магазин "Магнит", расположенный по указанному адресу в Республике Башкортостан, структурно входит в филиал АО "Тандер", расположенный по адресу: г. Магнитогорск Челябинской области, ул. 50-летия Магнитки, д. 45 (л.д. 23-29).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. В силу пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, является основанием для проведения внеплановой проверки.
Согласно рапорту старшего инспектора ГО и ОФГПН отдела ФГПН от 18 марта 2019 года в период с 18 февраля 2019 года по 18 марта 2019 года в соответствии с распоряжением от 04 февраля 2019 года N 4 о проведении внеплановой выездной проверки по контролю исполнения выданного предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности в отношении АО "Тандер" по адресу: <...>, проверку провести не представилось возможным, поскольку юридическое лицо не обеспечило присутствие представителя, в связи с чем, составлен акт о невозможности проведения соответствующей проверки N 04 от 18 марта 2019 года (л.д. 58-59).
В соответствии с положениями части 7 статьи 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, орган государственного контроля (надзора) в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
На основании части 7 статьи 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ заместителем начальника отдела ФГПН ФГКУ "Специальное управление ФПС N 103 МЧС России" 13 июня 2019 года вынесено распоряжение N 37 о проведении проверки выполнения предписания от 03 августа 2018 года N 34/1/2. Срок проведения проверки установлен с 01 июля 2019 года по 26 июля 2019 года (л.д. 9-10). При этом уведомление о проведении проверки на основании распоряжения N 37 от 13 июня 2019 года вручено АО "Тандер" 20 июня 2019 года; согласно уведомлению обществу необходимо обеспечить присутствие руководителя либо иного уполномоченного лица 03 июля 2019 года по адресу: <...> (л.д. 11-13).
Государственный инспектор ФГКУ "Специальное управление ФПС N 103 МЧС России", прибыв 03 июля 2019 года в назначенное время на объект проверки, установил, что законный представитель или иной уполномоченный представитель АО "Тандер" на проверку не явился, в связи с чем проведение проверки не представлялось возможным.
Указанные обстоятельства, свидетельствующие о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении от 26 июля 2019 года (л.д. 5); уведомлением N 294-6-16 от 03 июля 2019 года (л.д. 6); почтовыми уведомлениями от 20 августа 2019 года (л.д. 7-8); распоряжением о проведении проверки N 37 (л.д. 9-10); актом о невозможности проведения проверки N 37 (л.д. 14), а также иными материалами, которым при рассмотрении дела и при рассмотрении жалобы на постановление дана надлежащая правовая оценка.
Вопреки утверждениям заявителя, оснований для вывода о нарушении требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не имеется.
Требования статей 10, 12, 13, 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при организации проведения внеплановой выездной проверки соблюдены.
Общество было уведомлено об издании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки на предмет контроля исполнения ранее выданного предписания в период с 01 июля 2019 года по 26 июля 2019 года, а также о необходимости присутствия при этом уполномоченного на представление интересов общества лица 03 июля 2019 года по вышеуказанному адресу, уведомление о чем получено обществом 20.06.2019 года и 21.06.2019 года, соответственно юридическое лицо имело реальную возможность обеспечить участие в проверке своего представителя, однако мер к этому не приняло.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае доказательств принятия обществом всех зависящих мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, не представлено, в связи с чем юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены, все обстоятельства, имеющие значения для дела, в том числе относительно виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено. Действия юридического лица правомерно квалифицированы по части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя юридического лица или его защитника при надлежащем уведомлении юридического лица уполномоченным должностным лицом, отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ. Копия протокола направлена почтой.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, с соблюдением правил подсудности, установленных статьей 29.5 КоАП РФ - по месту нахождения филиала общества.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей назначено судьей в пределах санкции части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ и с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ является обоснованным и справедливым.
Доводы о ненадлежащем извещении АО "Тандер" о времени и месте рассмотрения дела мировым судьей безосновательны и опровергаются материалами дела.
Из материалов дела следует, что рассмотрение дела было назначено мировым судьей на 18 сентября 2019 года в 11 часов 15 минут (л.д. 35). Согласно телефонограмме об извещении, о рассмотрении дела в судебном заседании 18 сентября 2019 года извещена защитник АО "Тандер" П. (л.д. 36), действующая на основании доверенности от 17 июня 2019 года (л.д. 40), выданной АО "Тандер" в лице Ж. которой в свою очередь были переданы полномочия по представлению интересов АО "Тандер" также на основании доверенности от 17 апреля 2019 года (л.д. 122-124).
Как следует из протокола судебного заседания, 18 сентября 2019 года рассмотрение дела мировым судьей отложено на 16 часов 00 минут 25 сентября 2019 года по ходатайству П. о предоставлении возможности ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении (л.д. 84). При этом в материалах дела имеется расписка о получении П. повестки на имя АО "Тандер". В тексте повестки сообщается о необходимости явки к мировому судье судебного участка N 6 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области к 16 часам 00 минут 25 сентября 2019 года по делу N 3-538/2019 в качестве лица, привлекаемого к административной ответственности, а также содержится информация о получении расписки лично П. (л.д. 52). При этом П. в соответствии с доверенностью от 17 июня 2019 года наделена правом представлять интересы АО "Тандер" в качестве защитника по делам об административных правонарушениях, уполномочена участвовать на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении, представлять, подписывать и получать все необходимые документы, а также совершать действия и формальности, связанные с выполнением поручения (л.д. 40).
С учетом изложенного мировой судья в соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ правомерно рассмотрел дело в отсутствие законного представителя юридического лица. При этом в судебном заседании 25 сентября 2019 года принимала участие защитник АО "Тандер" П., которая представляла интересы общества и обосновывала позицию защиты по делу, в возможности реализации процессуальных прав ограничена не была.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение.
В судебных заседаниях при пересмотре дела судьей районного суда также принимал участие защитник АО "Тандер" Р., действующий по доверенности. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 КоАП РФ, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 6 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области от 27 сентября 2019 года и решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 09 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Тандер" оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "Тандер" П. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции
И.И.ТРАПЕЗНИКОВА