Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2022 N 16-1149/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.

Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2022 N 16-1149/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.


Содержание


СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2022 г. N 16-1149/2022
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Кондинского отдела Природнадзора Югры <данные изъяты> на решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 декабря 2021 года, которым дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества "Нефтяная компания "Конданефть", прекращено на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 июня 2021 года (далее - постановление должностного лица), оставленным без изменения решением судьи Кондинского районного суда Ханты-мансийского автономного округа - Югры от 02 ноября 2021 года, акционерное общество "Нефтяная компания "Конданефть" (далее - АО "НК "Конданефть", общество) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 декабря 2021 года постановление должностного лица от 22 июня 2021 года и решение судьи Кондинского районного суда Ханты-мансийского автономного округа - Югры от 02 ноября 2021 года отменены, производство по делу прекращено в связи наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) постановления о назначении административного наказания (п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, старший государственный инспектор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды <данные изъяты> вынесшая постановление о назначении административного наказания, ставит вопрос об отмене решения судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 декабря 2021 года, приводя доводы об его незаконности.
АО "НК "Конданефть", извещенное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражения на нее не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила), устанавливающие единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, которые обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
В силу пункта 31 указанных Правил складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии:
20 метров от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров;
40 метров от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - 2 такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
Согласно материалам дела, основанием для привлечения АО "НК "Конданефть" к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил выявленный в рамках проведения внеплановой выездной проверки предписания N 06-044/2021 от 25 февраля 2021 года, факт нарушения правил пожарной безопасности в лесах.
При этом, как установлено судьей суда автономного округа при рассмотрении жалобы, ранее постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды от 10 марта 2021 года АО "НК "Конданефть" привлечено к административной ответственности по части 1 ст. 8.32 КоАП РФ за правонарушение, совершенное 23 декабря 2020 года, выразившееся в хранении складированной древесины на площади места складирования до 8 га в непосредственной близости на расстоянии 28 метров от прилегающего хвойного леса (менее 40 метров) в квартале N 121 выделе N 27 Болчаровского урочища Болчаровского участкового лесничества Кондинского территориального отдела-лесничества Кондинского района ХМАО - Югры.
В соответствии с предписанием N 06-044/2021 от 25 февраля 2021 года об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований АО "НК "Конданефть" в срок до 24 марта 2021 года предписывалось устранить выявленное нарушение складирования заготовленной древесины.
Затем, в период с 25 марта 2021 г. по 05 апреля 2021 г. проведена проверка в целях контроля за исполнением означенного предписания, по результатам которой установлено, что 31 марта 2021 года в 16:22 час. АО "НК "Коданефть" при использовании лесного участка в квартале N 121 выделе N 27 Болчаровского урочища Болчаровского участкового лесничества Кондинского территориального отдела-лесничеств на основании договора аренды лесного участка от 09.09.2020 N <данные изъяты> с целью осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и проведения рубок лесных насаждений, нарушило требование лесного законодательства Российской Федерации, выразившееся в складировании древесины на площади места складирования до 8 гектар в непосредственной близости на расстоянии 28 метров от прилегающего хвойного леса (менее 40 метров).
По итогам указанного мероприятия должностным лицом обнаружено нарушение экологических требований, о чем составлен акт проверки от 05 апреля 2021 г., что в свою очередь послужило основанием для возбуждения по данному факту дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки выводу судьи суда автономного округа, временем выявления нарушения, по факту которого возбуждено настоящее дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 названного Кодекса, является 31 марта 2021 года, когда было проведено новое мероприятие по контролю, в рамках которого эти нарушения выявлены вновь.
В ходе первоначальной проверки, по результатам которой 23 декабря 2020 г. составлен соответствующий акт, указанные нарушения были пресечены должностным лицом в период ее проведения и выявления нарушений, выдано предписание N 06-044/2021 об их устранении.
Согласно составленным документам в рамках последующей проверки, проведенной с 25 марта 2021 г. по 05 апреля 2021 г. с целью контроля выполнения предписания, должностное лицо, установив, что соответствующие нарушения не устранены, противоправное деяние не прекращено, возбудило дело об административном правонарушении за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что согласуется с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт повторного обнаружения нарушения юридическим лицом требований законодательства не исключает возможность его последующего привлечения к административной ответственности за аналогичное нарушение в случае невыполнения им тех же требований закона или ненадлежащего их выполнения.
Аналогичный правовой подход сформулирован в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2019 г. N 18-АД19-26.
Вывод судьи суда автономного округа о том, что в рамках настоящего дела об административном правонарушении общество повторно привлечено к административной ответственности за нарушения правил пожарной безопасности в лесах, за которое ранее уже было подвергнуто административному наказанию, основан на неверном толковании норм закона.
В соответствии с частью 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
При этом в силу части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в нарушении правил пожарной безопасности в лесах, за совершение которого общество привлечено к административной ответственности постановлением должностного лица от 10 марта 2021 г., было пресечено в период проведения проверки и его выявления.
Между тем, несмотря на привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и внесение предписания об устранении нарушений, общество не устранило соответствующие нарушения и не прекратило противоправное деяние, что было установлено в рамках внеплановой проверки, проведенной с целью контроля выполнения ранее выданного предписания.
Соответственно, такое деяние общества образует новое самостоятельное правонарушение, за которое общество подлежит привлечению к административной ответственности.
При изложенных обстоятельствах оснований для вывода о том, что общество дважды привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения, не имеется.
При таком положении выводы судьи суда автономного округа правильными признать нельзя, оснований для отмены постановления должностного лица, решения судьи районного суда и прекращения производства по делу не имелось.
Таким образом, в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 указанного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 декабря 2021 года, которым дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества "Нефтяная компания "Конданефть", прекращено на основании п. 7 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть признано законным и подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.32 названного Кодекса, составляет один год.
Частью 2 данной статьи установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно разъяснению, приведенному в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться с 31 марта 2021 г.
Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности на день рассмотрения жалобы в Седьмом кассационном суде общей юрисдикции не истек, дело следует возвратить на новое рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
постановил:
решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 декабря 2021 года, состоявшееся в отношении акционерного общества "Нефтяная компания "Конданефть" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации, отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на новое рассмотрение.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции
П.В.СТЕПАНОВ