Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.05.2021 N 16-2530/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.

Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.05.2021 N 16-2530/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.


Содержание


СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2021 г. N 16-2530/2021
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Мегаполис+" Б. на постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Ханты-Мансийску и району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре <данные изъяты> от 02 марта 2020 года, решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 октября 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 декабря 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Мегаполис+",
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Ханты-Мансийску и району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре <данные изъяты> от 02 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 октября 2020 года и решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 декабря 2020 года, общество с ограниченной ответственностью "Мегаполис+" (далее ООО "Мегаполис+"), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "Мегаполис+" Б. выражает несогласие с постановлением и судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) принятым в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Положения Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при эксплуатации объектов защиты.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012.
Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 36 Правил при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
В силу подпункта "к" пункта 23 названных Правил на объектах защиты запрещается устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.
Из материалов дела следует и судебными инстанциями установлено, что ООО "Мегаполис+" является управляющей компанией по обслуживанию многоквартирного дома по адресу: <...>.
21 января 2020 года в отдел надзорной деятельности и профилактической работы по городу Ханты-Мансийску и району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступило обращение Управления муниципального контроля Администрации г. Ханты-Мансийска о нарушении требований пожарной безопасности в жилом многоквартирном доме по адресу: <...>. В ходе проведения предварительной проверки 29 января 2020 года выявлены нарушения требований пожарной безопасности на объекте защиты, а именно загромождение эвакуационных путей различными материалами, изделиями. 06 февраля 2020 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе проведенной выездной проверки 21 февраля 2020 года установлено, что 21 февраля 2020 года в 10 час. 54 мин. ООО "Мегаполис+", как управляющая компания на объекте защиты - многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ХМАО - Югра, <...>, допустило нарушения ст. 37 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" об обязательном соблюдении организациями требований пожарной безопасности, а также правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме", введенных в действие с 15 мая 2012 года, а именно: в нарушение подпункта "к" пункта 23 "Правил противопожарного режима в РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, в соответствии с которым запрещается хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и других горючие материалы; в нарушение подпункта "б" пункта 36 Правил, запрещается размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, на лестничных площадках, маршах лестниц) различные материалы, изделия, оборудование, мусор и другие предметы.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 02 марта 2020 года уполномоченным должностным лицом - заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Ханты-Мансийску и району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре <данные изъяты> ООО "Мегаполис+" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ООО "Мегаполис+" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании пункта 3.2.1. договора без номера управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: ХМАО - Югра. <...>, заключенного с собственниками квартир указанного жилого многоквартирного дома, ООО "Мегаполис+" обеспечивает предоставление услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников в многоквартирном доме (в том числе и услуги по управлению многоквартирным домом) в соответствии с требованиями действующего законодательства в зависимости от фактического состояния общего имущества в пределах денежных средств, поступающих управляющей организации от собственников.
Должностное лицо и судьи, вопреки доводам жалобы, пришли к обоснованному выводу о том, что именно ООО "Мегаполис+", как управляющая организация, отвечает за соблюдение требований пожарной безопасности в местах общего пользования и обратное бы означало бы, что лицо ответственное за соблюдение требований пожарной безопасности в местах общего пользования в многоквартирном доме вообще отсутствует, что не соответствует требованиям законодательства, исходя из взятых ООО "Мегаполис+" на себя обязательств.
Ссылки в жалобе на предпринятые ООО "Мегаполис+" меры, размещение объявлений с просьбой к жильцам убрать личные вещи из мест общего пользования, проведение бесед, не указывают на наличие обстоятельств, исключающих возможность привлечения должностного лица к административной ответственности при наличии установленных обстоятельств события и состава административного правонарушения.
При данных обстоятельствах учитывая, что вина ООО "Мегаполис+" в совершении правонарушения должностным лицом административного органа установлена, юридическое лицо является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, при этом доказательств, подтверждающих своевременное принятие им всех зависящих от него мер по соблюдению требований пожарной безопасности, в материалах дела не представлено, выводы должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях ООО "Мегаполис+" признаков состава вмененного ему в вину правонарушения соответствует правильному применению норм материального права и подтверждаются материалами дела.
Доводы жалобы основанием для отмены, изменения состоявшихся по делу постановления и судебных актов не являются, были предметом проверки судей и получили надлежащую правовую оценку.
В жалобе не приводятся ссылки на новые обстоятельства, которые не были бы предметом оценки нижестоящих инстанций.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судьями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации.
Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьями обстоятельства выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено.
Действия ООО "Мегаполис+" правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судами не установлено. Как установлено судебными инстанциями и не отрицается заявителем в жалобе, общество извещалось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа.
Ссылка в жалобе на чинимые административным органом препятствия в ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении, не влечет отмену принятых по делу постановления и судебных решений, поскольку право на ознакомление с материалами дела заявителем реализовано, своим правом на обжалование принятых по делу ООО "Мегаполис+" воспользовалось в установленном законом порядке.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении ООО "Мегаполис+" не допущено.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом. В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей назначено в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела судьей районного суда, а затем судьей суда автономного округа, дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона. Всем доводам жалобы общества и его защитника была дана надлежащая правовая оценка, выводы судебных инстанций, достаточным образом мотивированны.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Ханты-Мансийску и району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре <данные изъяты> от 02 марта 2020 года, решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 октября 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 декабря 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Мегаполис+", оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Мегаполис+" Б. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции
Л.Ю.САПРЫГИНА