Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.08.2020 N 16-2378/2020
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.

Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.08.2020 N 16-2378/2020
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2020 г. N 16-2378/2020
Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Управление недвижимости "ЭКС" К. на постановление мирового судьи судебного участка N 2 Свердловского судебного района города Перми от 02 декабря 2019 года, решение судьи Свердловского районного суда города Перми от 07 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управление недвижимости "ЭКС",
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Свердловского судебного района города Перми от 02 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского районного суда города Перми от 07 февраля 2020 года, общество с ограниченной ответственностью "Управление недвижимости "ЭКС" (далее - ООО "УН "ЭКС", юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "УН "ЭКС" К. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. Основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определяются общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Статьей 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что в период со 2 сентября 2019 года по 27 сентября 2019 года на основании распоряжения (приказа) заместителя начальника управления - начальника отдела дознания и административной практики УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю П. от 29 августа 2019 года N 123 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управление недвижимости "ЭКС", территория, здания, помещения по адресу: <...>, с целью контроля исполнения предписания от 26 июля 2018 года N 7/1/1 и предписания от 23 мая 2019 года N 3/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО "Управление недвижимостью "ЭКС" 27 сентября 2019 года в 15 час. 00 мин. не приняты необходимые и достаточные меры для исполнения предписания от 26 июля 2018 года N 7/1/1 и предписания от 23 мая 2019 года N 3/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в полном объеме.
В ходе проведения проверки выявлен факт невыполнения пунктов 1, 3, 5, 7, 10, 12, 17, 19, 20, 21, 22, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 36, 37, 42, 45, 46, 48, 54, 57, 58, 60, 61, 62, 63, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 76, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 87, 88, 89, 90, 94, 95, 96, 109, 112, 115, 117, 118, 119, 120, 122, 124, 131, 132, 133, 146, 149, 150, 151, 153, 154, 157, 160, 165, 167, 172, 174, 175 предписания от 23 мая 2019 года N 7/1/1 и пунктов 3, 4, 5, 6, 9, 14, 16, 17, 18, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 41, 47, 50, 51, 53, 54, 58, 62, 64, 65, 66, 72, 75, 76, 79, 80, 81, 83, 85, 87, 88, 92, 95, 99, 102, 103, 104, 105, 107, 109, 110, 112, 114, 117, 118, 119, 122, 123, 124, 125, 127, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 140, 142 предписания от 26 июля 2018 года N 3/1/1 со сроком исполнения до 1 сентября 2019 года.
Обстоятельства невыполнения юридическим лицом в установленный срок пунктов законных предписаний органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении N 37 от 16 октября 2019 года; предписанием N 7/1/1 от 26 июля 2018 года; предписанием N 3/1/1 от 23 мая 2019 года; распоряжением N 123 от 29 августа 2019 года о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении ООО "УН "ЭКС"; актом проверки N 123 от 27 сентября 2019 года; предписанием N 123/1/1 от 27 сентября 2019 года; определением о вызове лица для составления протокола об административном правонарушении; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "УН "ЭКС"; договором передачи полномочий единоличного исполнительного органа АО "Пермский облунивермаг" управляющей организации ООО "УН "ЭКС" от 15 августа 2017 года, а также другими материалами дела, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено, доводы жалобы об отсутствии события и состава административного правонарушения несостоятельны.
Ссылки в жалобе на то, что относительно отдельных нарушений требований пожарной безопасности указаны нормативные документы, устанавливающие отдельные технические требования, введенные к обязательному исполнению с апреля 2009 года, которые в силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", не могут применятся повсеместно ко всему зданию ТРК и требуют дополнительного исследования в части внесения изменений (после апреля 2009 года) в Проектную документацию здания с учетом даты ее утверждения в законном порядке (декабрь 2008 года) и, соответственно, указание таких нарушений в документах, связанных с устранением нарушений обязательных норм и правил, неправомерно, правового значения для настоящего дела не имеют, так как не освобождают ООО "УН "ЭКС" от обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, нарушение которых выявлено и отражено в предписаниях с учетом норм действующего законодательства о пожарной безопасности.
Ссылки общества на неисполнимость части пунктов предписаний ввиду коротких сроков, установленных для исполнения, на оставление без рассмотрения административным органом писем и отказы в удовлетворении ходатайств юридического лица, подлежат отклонению. Отсутствие достаточного финансирования в рамках бюджета ООО "УН "ЭКС" на соответствующий год не является основанием для освобождения от выполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Имеющееся в материалах дела письмо N 117/0047 представлено в адрес административного органа 27 сентября 2019 года, т.е. после 01 сентября 2019 года (установленного для исполнения предписаний срока), в судебном порядке предписания не обжалованы.
Учитывая диспозицию части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законность предписания, выданного органом государственного надзора. При этом предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
Вопреки доводам жалобы, нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ, которые могли бы поставить под сомнение законность выданных ООО "УН "ЭКС" предписаний, административным органом допущено не было.
Отсутствие вступившего в законную силу решения суда о законности предписания, за невыполнение которого общество привлечено к административной ответственности, не свидетельствует об отсутствии события вменяемого заявителю административного правонарушения.
При этом сведений о признании предписаний N 7/1/1 от 26 июля 2018 года и N 3/1/1 от 23 мая 2019 года, выданных ООО "УН "ЭКС" должностным лицом административного органа, в установленном порядке незаконными в материалах дела об административном правонарушении не имеется и с поданной жалобой не представлено.
Каких-либо доказательств исполнения пунктов законных предписаний органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор в адрес административного органа до истечения срока исполнения предписания юридическим лицом не представлено, не представлено таких доказательств и в ходе рассмотрения дела. Доводы жалобы об исполнении в абсолютном большинстве всех предписаний, вынесенных в 2018 и 2019 годах, за исключением предписания N 3/1/1, не указывают на отсутствие объективной стороны вмененного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что ООО "УН "ЭКС" не является собственником здания, в связи с чем не является лицом, ответственным за выполнение предписаний, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Согласно договору передачи полномочий единоличного исполнительного органа АО "Пермский облунивермаг" управляющей организации от 15 августа 2017 года АО "Пермский облунивермаг" (Общество) передает, а ООО "Управление недвижимости "ЭКС" (Управляющая организация) принимает и осуществляет закрепленные Уставом Общества, иными внутренними документами Общества и действующим законодательством Российской Федерации полномочия единоличного исполнительного органа (генерального директора) Общества на срок 3 года в порядке и на условиях, оговоренных настоящим Договором (п. 1.1 Договора).
Управляющая организация в лице своего единоличного исполнительного органа (директора) осуществляет права и исполняет обязанности единоличного исполнительного органа Общества в том объеме и с теми ограничениями, которые определены Уставом Общества, внутренними и документами Обществ, настоящим Договором и действующим законодательством Российской Федерации, в том числе распоряжаться имуществом Общества в пределах, установленных его Уставом и действующим законодательством Российской Федерации.
В материалы дела представлен договор аренды нежилого помещения N 1/18-в от 01 января 2018 года, заключенный между АО "Пермский облунивермаг" и ООО "УН "ЭКС", в соответствии с п. 4.21 которого арендатор (ООО "УН "ЭКС") обязуется выполнять предписания, выдаваемые Эксплуатационно-технической службой Арендодателя, органами контроля и надзора (Роспотребнадзора, Государственного пожарного надзора, Ростехнадзора, Комитета по природным ресурсам и т.д.), связанные с его деятельностью (л.д. 33-35 тома N 1 дела об административном правонарушении).
Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Предписание выдано ООО "УН "ЭКС" как лицу, несущему ответственность в соответствии со статьей 38 Закона N 69-ФЗ, за нарушение требований пожарной безопасности. И именно данным лицом не устранены конкретные нарушения, указанные в предписаниях. Следовательно, ООО "УН "ЭКС" является субъектом административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, имеющимся в материалах дела доказательствам, как подтверждающим в своей совокупности виновность юридического лица, нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка. Иная оценка заявителем представленных доказательств не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения либо отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия ООО "УН "ЭКС" всех зависящих мер для выполнения в установленный срок требований предписаний по устранению выявленных нарушений в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным, в действиях юридического лица судебными инстанциями правомерно установлен факт невыполнения в установленный срок законных предписаний органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылки на иную судебную практику не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых актов по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом при надлежащем извещении о времени и месте составления в присутствии защитника юридического лица. Защитнику разъяснены права, копия протокола вручена. Правом выразить несогласие с вмененным правонарушением, указать свои доводы юридическое лицо воспользовалось.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями, вопреки доводам жалобы, требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся необходимые сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде штрафа назначено юридическому лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
Ссылка подателя жалобы на постановление начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 13 декабря 2019 года N 455-33С-19 не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Привлечение общества к административной ответственности не исключает возможность привлечения указанного лица к административной ответственности по статье 19.5 Кодекса об административных правонарушениях за неисполнение в установленный срок предписания административного органа не исключает возможность привлечения указанного лица к административной ответственности по статье 20.4 того же Кодекса за совершение правонарушений, выявленных в ходе проведения проверки исполнения обществом предписания административного органа.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
При рассмотрении дела мировым судьей и пересмотре дела судьей районного суда юридическое лицо извещено надлежащим образом, в судебных заседаниях при рассмотрении дела принимали участие защитники общества, возможности обосновывать свою позицию, в том числе путем заявления ходатайств, возможности реализации иных процессуальных прав, ООО "УН "ЭКС" лишено не было. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Свердловского судебного района города Перми от 02 декабря 2019 года и решение судьи Свердловского районного суда города Перми от 07 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управление недвижимости "ЭКС", оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Управление недвижимости "ЭКС" К. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции
Л.А.САВЕЛЬЕВА