Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.12.2020 N 16-4497/2020 по делу N 02-683/2019
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.12.2020 N 16-4497/2020 по делу N 02-683/2019
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2020 г. N 16-4497/2020
Дело N 02-683/2019
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу защитника Зятикова Антона Николаевича, действующего на основании доверенности в интересах публичного акционерного общества "Варьеганнефтегаз" на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений (Природнадзор Югры) от 07 августа 2019 года N 02-683/2019, решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 октября 2019 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 января 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении публичного акционерного общества "Варьеганнефтегаз",
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений (Природнадзор Югры) от 07 августа 2019 года N 02-683/2019 (далее - постановление должностного лица), оставленным без изменения решением судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 октября 2019 года и решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 января 2020 года, публичное акционерное обществ "Варьеганнефтегаз" (далее - ПАО "Варьеганнефтегаз", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановлением должностного лица ПАО "Варьеганнефтегаз" признано виновным в том, что 18 июня 2019 года в период пожароопасного сезона в нарушение
статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды",
части 1 статьи 51,
статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации,
подпунктов "а,
в" пункта 33,
пункта 34,
пункта 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, не освободило от горючих материалов (нефти, нефтепродуктов в свободном состоянии) полосу отвода и охранную зону вдоль трубопровода, проходящего через лесной массив в выделе 26 квартала 171 урочища Аганские озера Колек-Еганского участкового лесничества Аганского территориального отдела - лесничества.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит их отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Подпунктами
"а" и
"в" пункта 33 Правил установлено, что при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется содержать территории, отведенные под буровые скважины и другие сооружения, в состоянии, свободном от древесного мусора и иных горючих материалов; проложить по границам этих территорий противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра и содержать ее в очищенном от горючих материалов состоянии; не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.);
В соответствии с
пунктом 34 Правил полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (
пункт 38 Правил).
Из материалов дела следует, что 15 марта 2018 года произошла авария на участке трубопровода в 150 м от куста 150, в сторону куста 25 Верхнеколик-Еганского месторождения нефти на землях лесного фонда в квартале 171 урочища Аганские озера Колек - Еганского участкового лесничества Аганского территориального отдела - лесничества, вид загрязнения - "нефть".
С момента инцидента 15.03.2018 на трубопроводе до проведенных в июне 2019 года должностными лицами административного органа мероприятий по расследованию причиненного вреда окружающей среде, а также осмотра территории, последствия инцидента не были устранены, земельный участок не рекультивирован.
Факт нарушения юридическим лицом правил пожарной безопасности в лесах подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 41-48), протоколом об осмотре территорий (л.д. 51-55), фототаблицей (л.д. 56), определением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 58-60), заключением по результатам химического анализа (л.д. 62-), актом отбора проб почвы (л.д. 63-65), протоколами КХА (л.д. 66,67) и иными материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а доводы жалобы о недоказанности вмененного обществу административного правонарушения являются несостоятельными.
В силу
части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ПАО "Варьеганнефтегаз" обоснованно привлечено к административной ответственности по
части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из
пунктов 6.1,
7.4 ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", утвержденного
Постановлением Госстандарта РФ N 2-ст от 08 января 2002 года - нефть, является природным жидким токсичным продуктом, который содержит в себе легкоиспаряющиеся вещества, опасные для жизни и здоровья человека и окружающей среды. Нефть относят к легковоспламеняющимся жидкостям 3-го класса по
ГОСТ 19433.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения во вменяемом обществу деянии несостоятельны, поскольку факт разлива нефти и нефтепродуктов на поверхность земли лесного фонда и содержания полосы отвода и охранной зоны вдоль трубопровода в неочищенном от горючих материалов состоянии подтвержден имеющимися в материалах дела документами и не опровергнут обществом.
В соответствии с требованиями
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные
статьей 26.1 данного Кодекса.
Выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности ПАО "Варьеганнефтегаз" в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лесного законодательства и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Доводы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
В соответствии с
частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные
частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, выраженной в
пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5), длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Административное правонарушение, выразившееся в содержании территории в неочищенном от горючих материалов состоянии, по факту которого возбуждено настоящее дело об административном правонарушении, является длящимся.
В рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться со дня обнаружения соответствующего деяния должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, - 01 июля 2019 г. и истек 01 июля 2020. г.
Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормами постановлением должностного лица общество признано виновным в совершении вмененного административного правонарушения и подвергнуто административному наказанию в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Постановление о привлечении ПАО "Варьеганнефтегаз" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного
частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ПАО "Варьеганнефтегаз" в пределах, установленных санкцией
части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений от 07 августа 2019 года N 02-683/2019, решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 октября 2019 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 января 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Варьеганнефтегаз" оставить без изменения, жалобу защитника Зятикова Антона Николаевича, действующего на основании доверенности в интересах публичного акционерного общества "Варьеганнефтегаз" - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции
П.В.СТЕПАНОВ