Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Верховного Суда РФ от 16.12.2022 N 70-АД22-14-К7 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.02.2022 N 16-650/2022, 16-7682/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.

Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.02.2022 N 16-650/2022, 16-7682/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.


Содержание


СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2022 г. N 16-650/2022, 16-7682/2021
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу врио директора филиала акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" - М. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию Ямальский район Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ - главного государственного инспектора Ямальского района по пожарному надзору N 59 от 22 июня 2021 года, решение судьи Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 июля 2021 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении акционерного общества "Ямалкоммунэнерго",
установил:
постановлением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию Ямальский район Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ - главного государственного инспектора Ямальского района по пожарному надзору N 59 от 22 июня 2021 года, оставленным без изменения решениями судьи Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 июля 2021 года и судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 сентября 2021 года, акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее - АО "Ямалкоммунэнерго", общество) привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты представитель АО "Ямалкоммунэнерго" просит их отменить, производство по делу прекратить.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 11 января 2022 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.6 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Закона N 69-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
При рассмотрении дела установлено, что АО "Ямалкоммунэнерго" на основании договора аренды N <данные изъяты> от <данные изъяты> года использует в своей деятельности склад ГСМ N 2, расположенный по адресу: ЯНАО, с. Яр-Сале (резервуарный парк ближний).
Пунктом 5.3.9 указанного договора установлена обязанность общества содержать в исправном состоянии здания, строения, сооружения, транспортные средства и иное имущество, руководствуясь действующими нормами и правилами технической эксплуатации, правилами проведения планово-предупредительного ремонта, правилами пожарной безопасности, производственной санитарии, требованиями промышленной безопасности, требованиями органов Ростехнадзора и Росстандарта России, экологическими нормативами и прочими нормами и правилами, выполнять правила и требования гражданской обороны и пожарной безопасности за счет собственных средств.
25 мая 2021 года при проведении внеплановой выездной проверки на основании распоряжения N 43 от 28 апреля 2021 года сотрудником ОНД и ПР по МО Ямальский район на объекте защиты АО "Ямалкоммунэнерго" - складе ГСМ N 2 с. Яра-Сале (резервуарный парк ближний) филиала АО "Ямалкоммунэнерго", были выявлены и зафиксированы нарушения обществом требований пожарной безопасности, а именно:
- в нарушение статьи 59 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. п. 6.4.69, 6.4.72 СП 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", не оборудованы резервуары стационарно установленными генераторами пены и сухими трубопроводами (с соединительными головками для присоединения пожарной техники и заглушками), выведенными за обвалование;
- в нарушение статьи 59 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. п. 6.4.93 СП 4.13130.2013, не обеспечен запас пенообразователя для целей тушения резервуаров.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Выводы должностного лица административного органа и судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В жалобе заявитель, не оспаривая факта наличия установленных нарушений, приводит доводы о том, что на момент передачи указанного склада обществу в аренду склад не соответствовал требованиям пожарной безопасности, техническая документация "Ямалгаз" не была передана обществу, в нарушение условий договора аренды склад был передан обществу без средств противопожарной защиты, у общества отсутствует обязанность производить неотделимые улучшения имущества в виде установки средств противопожарной защиты.
Указанные доводы являлись предметом исследования судебных инстанций и обоснованно отклонены.
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор.
Как следует из материалов дела, все нарушения выявлены на объекте защиты, эксплуатируемом обществом, которому склад ГСМ N 2 передан по договору аренды.
Согласно пункту 2.3 договора аренды имущество передается в рабочем состоянии, отвечающем требованиям, предъявляемым к эксплуатируемым промышленным зданиям, сооружениям и оборудованию, используемому для производственных, потребительских, коммерческих и иных целей в соответствии с функциональным назначением имущества и условиям договора. Пунктом 5.3.9 указанного договора установлена обязанность общества содержать в исправном состоянии здания, строения, сооружения, транспортные средства и иное имущество, руководствуясь действующими нормами и правилами технической эксплуатации, правилами проведения планово-предупредительного ремонта, правилами пожарной безопасности, производственной санитарии, требованиями промышленной безопасности, требованиями органов Ростехнадзора и Росстандарта России, экологическими нормативами и прочими нормами и правилами, выполнять правила и требования гражданской обороны и пожарной безопасности за счет собственных средств.
В настоящем случае установлено, что положения договора, с учетом нормативных требований статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", прямо возлагают на общество обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих на то, что обществом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
Ссылка в жалобе на то, что проведение мероприятий по техническому перевооружению склада не предусмотрено в тарифах общества на 2021 год, сама по себе, с учетом установленных фактических обстоятельств, не свидетельствует об отсутствии в деянии общества события и состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьями обстоятельства не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено.
Действия АО "Ямалкоммунэнерго" правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
Наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела судьями районного суда и суда округа дело проверено в соответствии с требованиями статей 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию Ямальский район Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ - главного государственного инспектора Ямальского района по пожарному надзору N 59 от 22 июня 2021 года, решение судьи Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 июля 2021 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении акционерного общества "Ямалкоммунэнерго", оставить без изменения, жалобу представителя М. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции
Н.А.ПЕЧЕНКИНА