Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.03.2022 N 16-178/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.

Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.03.2022 N 16-178/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.


Содержание


СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2022 г. N 16-178/2022
Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А.,
рассмотрев жалобу С. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора по г. Ишиму, Абатскому, Викуловскому, Ишимскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому муниципальным районам по пожарному надзору N 136 от 29 апреля 2021 года, решение судьи Ишимского районного суда Тюменской области от 07 июля 2021 года, решение судьи Тюменского областного суда от 23 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Черемшанского сельского поселения С.,
установил:
постановлением государственного инспектора по г. Ишиму, Абатскому, Викуловскому, Ишимскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому муниципальным районам по пожарному надзору N 136 от 29 апреля 2021 года глава Черемшанского сельского поселения, оставленным без изменения решением судьи Ишимского районного суда Тюменской области от 07 июля 2021 года (N 12-45/2021) и решением судьи Тюменского областного суда от 23 августа 2021 года (N 21-364/2021), глава Черемшанского сельского поселения С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, на постановление должностного лица и судебные акты, С. просит об их отмене, считая незаконными, и о прекращении производства по делу.
Дело об административном правонарушении, истребованное по указанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 22 марта 2022 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных решений не нахожу.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ совершение тех же действий в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
В силу статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 9 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу статьи 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно статье 19 Федерального закона "О пожарной безопасности", к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя, помимо прочего, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно статье 30 Федерального закона "О пожарной безопасности" в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, установлены требования пожарной безопасности, определяющие, в том числе порядок содержания территорий в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 63 Правил противопожарного режима установлено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
В силу пункта 67 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Частью 1 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" закреплено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
Согласно пункту 75 Правил противопожарного режима органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Также требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов (в частности к водопроводным сетям и сооружениям на них, к пожарным резервуарам и водоемам) установлены в своде правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".
Из материалов дела следует, что С., является главой Черемшанского сельского поселения. В связи с повышением пожарной опасности в результате наступления неблагоприятных климатических условий (сухая, жаркая, ветреная погода), необходимостью стабилизации обстановки с пожарами, а также в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Тюменской области от 19.04.2021 N 210-п в Тюменской области с 19 апреля 2021 года введен особый противопожарный режим.
В соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 19.04.2021 N 210-п главам администраций муниципальных образований рекомендовано, в том числе проверить противопожарные разрывы и минерализованные полосы вокруг населенных пунктов на соответствие установленным требованиям, в случае их отсутствия принять меры по их устройству, организовать проведение работ по сбору горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности на территории муниципального образования, обеспечив при этом инструктаж участников работ о мерах безопасности при сборе отходов, принять участие в установленном порядке в организации, обеспечить содержание в исправном состоянии естественных и искусственных водоисточников и подъездных путей для беспрепятственного забора воды пожарными автомобилями.
24 апреля 2021 года в соответствии с поручением Ишимской межрайонной прокуратуры от 16 апреля 2021 года проведен осмотр территории населенных пунктов: с. Черемшанка, д. Большеудалово, д. Ивановка, д. Первотроицк, д. Савина Ишимского района Тюменской области. Указанные населенные пункты входят в состав территории Черемшанского сельского поселения.
В ходе осмотра выявлены нарушения требований пожарной безопасности:
в нарушение пункта 63 Правил противопожарного режима до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов (с. Черемшанка. д. Большеудалово д. Ивановка, д. Первотроицк. д. Савина) не созданы в полной мере противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров;
в нарушение пункта 67 Правил противопожарного режима на территориях населенных пунктов (с. Черемшанка. д. Большеудалово д. Ивановка, д. Первотроицк. д. Савина) не в полном объеме производиться своевременная уборка мусора, сухой растительности и покос травы;
в нарушение части 1 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 75 Правил противопожарного режима, пунктов 8.9, 10.3, 10.4 СП 8.13130 территории населенных пунктов (д. Мезенка, с. Ершово, д. Малоудалово, д. Нерпино, п. Разъезд N 37) территории населенных пунктов (с. Черемшанка. д. Большеудалово д. Ивановка, д. Первотроицк, д. Савина) не обеспечены достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения.
В связи с указанными нарушениями требований пожарной безопасности, допущенными должностным лицом (главой Черемшанского сельского поселения С.), в отношении указанного лица возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела вынесено постановление о привлечении главы Черемшанского сельского поселения С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Факт совершения главой Черемшанского сельского поселения С. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым должностным лицом и нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица и судей о виновности С. Вопреки доводам жалобы, представленные в материалы дела доказательства подтверждают обстоятельства имевшихся нарушений требований пожарной безопасности, вину С., допустившего наличие данных нарушений.
Так в материалы дела представлен акт осмотра территории от 24 апреля 2021 года с приложенной фототаблицей, в котором приведены конкретные нарушения требований пунктов 63, 67 Правил противопожарного режима (с указанием населенных пунктов, координат земельных участков, межевание которых не проведено, их расположения), части 1 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 75 Правил противопожарного режима, пунктов 8.9, 10.3, 10.4 СП 8.13130. Указанному акту нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
Вопреки доводам жалобы, именно результаты осмотра территории 24 апреля 2021 года указывают о событии административного правонарушения. С учетом того, что акт составлен по результатам мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного надзора с администрацией поселения, проведенных по поручению прокурора вне рамок возбужденного дела об административном правонарушении, требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к оформлению такого акта не применимы. Сведений о том, что акт осмотра и фототаблица содержат недостоверные сведения, в материалах дела не имеется.
Само по себе представление должностным лицом документов, датированных 2013 и 2018 годом, не опровергает факт нарушения С. требований Правил противопожарного режима, Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и СП 8.13130.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В данном случае глава Черемшанского сельского поселения С. является субъектом вмененного административного правонарушения, с учетом его полномочий на территории сельского поселения, где выявлены нарушения, связанные с необеспечением мер пожарной безопасности.
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, ответственным должностным лицом является глава Черемшанского сельского поселения С., при этом каких-либо доказательств, указывающих, что должностным лицом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению до момента выявления нарушений, в материалах дела не имеется.
Выводы должностного лица административного органа и судей о наличии в действиях главы Черемшанского сельского поселения С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, подтверждаются материалами дела.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в котором содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. Наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
Судьями районного и областного судов дело проверено в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, всем доводам жалоб дана полная и объективная оценка.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление государственного инспектора по г. Ишиму, Абатскому, Викуловскому, Ишимскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому муниципальным районам по пожарному надзору N 136 от 29 апреля 2021 года, решение судьи Ишимского районного суда Тюменской области от 07 июля 2021 года, решение судьи Тюменского областного суда от 23 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Черемшанского сельского поселения С. оставить без изменения, жалобу С. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции
Л.А.САВЕЛЬЕВА