Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.01.2020 N 16-33/2020, 16-310/2019
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.01.2020 N 16-33/2020, 16-310/2019
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: В удовлетворении требования отказано.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное постановление имеет дату 23 января 2020 г., а не 23 января 2019 г. | |
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2019 г. N 16-33/2020
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу защитника Товарищества собственников недвижимости Товарищества собственников жилья "Светлогорская, 11" О. на вступившие в законную силу решение судьи Кировского районного суда города Перми от 30 июля 2019 года, решение судьи Пермского краевого суда от 17 сентября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Товарищества собственников недвижимости Товарищества собственников жилья "Светлогорская, 11",
установил:
постановлением N 89-48К-19 начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю подполковника внутренней службы ФИО1 от 16 апреля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда города Перми N 12-290/19 от 30 июля 2019 года и решением судьи Пермского краевого суда N 7-1991/2019 от 17 сентября 2019 года, Товарищество собственников недвижимости Товарищество собственников жилья "Светлогорская, 11" (далее - ТСН ТСЖ "Светлогорская, 11") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию, с применением
части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере семидесяти пяти тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ТСН ТСЖ "Светлогорская, 11" О., действующая по доверенности, выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу.
Главное управление МЧС России по Пермскому краю, уведомленное о подаче защитником жалобы на указанные выше акты, отзыв на жалобу в суд не направляло.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32 и
11.16 настоящего Кодекса и
частями 6,
6.1 и
7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу
статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с положениями пункта 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2015 года N 390, запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.
При рассмотрении дела установлено, что ТСН ТСЖ "Светлогорская, 11" допустило нарушение пункта 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2015 года N 390, что выразилось в следующем: территория жилого многоквартирного дома по адресу: <...>, огорожена металлическим забором с воротами, расположенными на пожарном проезде к многоквартирному жилому дому по адресу: <...>, и закрытыми на замок, при этом проезд заставлен автомобилями и не очищен от снега.
Нарушение указанных требований пожарной безопасности, допущенное юридическим лицом, выявлено государственным инспектором г. Перми по пожарному надзору 12 февраля 2019 года в ходе предварительной проверки, проведенной по заявлениям граждан.
В связи с допущенными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении ТСН ТСЖ "Светлогорская, 11" государственным инспектором г. Перми по пожарному надзору, инспектором отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Свердловскому району и п. Новые Ляды 1 ОНДПР по г. Перми 11 марта 2019 года составлен протокол N 48 об административном правонарушении, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ТСН ТСЖ "Светлогорская, 11" административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о нарушении порядка организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом N 294-ФЗ от 23 декабря 2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля" являлись предметом рассмотрения судьями районного и краевого судов, и они обосновано отклонены.
Доказательства, на основании которых установлена виновность юридического лица, получены не в рамках проведения проверки, осуществляемой в соответствии с вышеуказанным федеральным законом, а при осуществлении надзорным органом контрольных функций, а именно: при проверке сообщений, поступивших в орган надзорной деятельности, путем осмотра местности, свободной для доступа. Оснований для признания результатов такого осмотра недопустимыми не имеется. Факт установки металлического забора с воротами, запертыми на замок в пожарном проезде, и использование территории за забором, непосредственно в проезде, для стоянки автомобилей, достоверно подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, в том числе фотоснимками прилегающей к многоквартирному дому территории.
Доводы жалобы о нарушении при проведении проверки должностными лицами органа пожарного надзора требований
постановления Правительства РФ от 12 апреля 2012 года N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" и Административного
регламента, утвержденного приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года N 644, со ссылками на отсутствие распоряжения руководителя о проведении проверки, неуведомление юридического лица о проведении проверки и нарушение сроков проверки, а также отсутствие акта проверки, также несостоятельны.
В силу вышеназванного постановления Правительства РФ "О федеральном государственном пожарном надзоре" органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, в том числе проводят систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности
(пункт 1), органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции рассматривают обращения и жалобы организаций и граждан по вопросам обеспечения пожарной безопасности, проводят плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков по вопросам обеспечения пожарной безопасности (
подпункты "е,
и" пункт 5 постановления).
В соответствии с
пунктом 8 Административного регламента, утвержденного приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года N 644 должностные лица органов ГПН, при исполнении государственной функции, имеют право, в том числе, в рамках мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, проводить наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя.
Оснований полагать, что при осуществлении своей деятельности в данном случае должностными лицами органа пожарного надзора допущены нарушения прав юридического лица, не имеется. Отсутствие акта проверки не является основанием для признания незаконными результатов осмотра, поскольку в связи с выявленными нарушением по результатам осмотра государственным инспектором по пожарному надзору составлен протокол об административном правонарушении, что относится к его компетенции.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего указанные правоотношения, не свидетельствует об ошибочности выводов судей и о наличии оснований к отмене судебных актов.
Согласно
части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих, что юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению до момента выявления нарушений, в материалах дела не имеется.
Выводы должностного лица и судей о наличии в действиях ТСН ТСЖ "Светлогорская, 11" признаков состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются материалами дела.
Ссылки в жалобе на неправомерность выданного по результатам проверки предписания об устранении нарушений, не являются основанием к отмене судебных актов по настоящему делу, поскольку вопросы законности выданного органом пожарного надзора предписания предметом рассмотрения не являются; наличие такого предписания на обоснованность выводов должностного лица и судебных органов о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не влияет.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования
статей 24.1,
26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в
статьях 1.5,
1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиями
статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен в присутствии законного представителя юридического лица К., которой разъяснены процессуальные права.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушения 16 апреля 2019 года уполномоченным должностным лицом - начальником 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю подполковником внутренней службы ФИО1 с участием законного представителя юридического лица ФИО2 вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в котором содержатся все сведения, предусмотренные
статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление должностного лица о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. При назначении административного наказания должностным лицом требования
статей 3.1,
3.5,
4.1 -
4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также соблюдены, наказание назначено в пределах санкции
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением
части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебными инстанциями по жалобам юридического лица дело проверено в полном объеме в соответствии с
частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, всем доводам жалоб дана полная и объективная оценка.
При пересмотре дела судьей районного суда представитель ТСН ТСЖ "Светлогорская, 11", надлежащим образом извещенного о времени и месте, в судебном заседании не участвовал, распорядился своими правами по своему усмотрению. При рассмотрении дела судьей краевого суда защитник ТСН ТСЖ "Светлогорская, 11" О. участвовала в судебном заседании, обосновывала позицию юридического лица по делу. Нарушений гарантированных
Конституцией РФ и
статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных
статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Кировского районного суда города Перми от 30 июля 2019 года, решение судьи Пермского краевого суда от 17 сентября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Товарищества собственников недвижимости Товарищества собственников жилья "Светлогорская, 11" оставить без изменения, жалобу защитника Товарищества собственников недвижимости Товарищества собственников жилья "Светлогорская, 11" О. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции
И.И.ТРАПЕЗНИКОВА