Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.12.2020 N 16-5717/2020
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.

Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.12.2020 N 16-5717/2020
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2020 г. N 16-5717/2020
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу защитника государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Детская городская больница город Каменск-Уральский" Е., действующего по доверенности, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Синарского судебного района г. Каменска-Уральского Свердловской области от 29 мая 2020 года, решение судьи Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 18 августа 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Детская городская больница город Каменск-Уральский",
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Синарского судебного района г. Каменска-Уральского Свердловской области от 29 мая 2020 года (N 5-162/2020), оставленным без изменения решением судьи Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 18 августа 2020 года (N 12-81/2020), государственное автономное учреждение здравоохранение Свердловской области "Детская городская больница город Каменск-Уральский" (далее также - ГАУЗ Свердловской области "Детская городская больница город Каменск-Уральский", учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в интересах юридического лица, защитник учреждения Е., действующий по доверенности, просит отменить судебные акты, считая их незаконными, и прекратить производство по делу.
Проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Предписание об устранении нарушений обязательно для исполнения всеми должностными лицами, гражданами, юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, влечет административную ответственность.
В соответствии с положениями части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы города Каменска-Уральского, Каменского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области N 24 от 06.02.2019 года (л.д. 27-28) должностным лицом отдела надзорной деятельности по пожарному надзору 18.02.2019 года проведена плановая выездная проверка в отношении поликлиники ГАУЗ Свердловской области "Детская городская больница город Каменск-Уральский" (расположенного по адресу: <...>), находящейся по адресу: <...>". В ходе проверки в помещениях поликлиники выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе: автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения людей при пожаре находится в неисправном состоянии, лучи на приемно-контрольном приборе N 1,2,3,4,18,19 отключены в нарушение пункта 61 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390; не обеспечено исправное состояние автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре: пожарные извещатели имеют закрашенные (забеленные) участки корпуса и внутренних элементов, а также выработали срок эксплуатации, заявленный заводом изготовителем - 10 лет; кабельные линии пожарной сигнализации и оповещения подлежат замене по сроку службы и не отвечают современным требованиям пожарной безопасности, а именно не отвечают требованиям пожаростойкости: не сохраняют работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения функций подразделений пожарной охраны и полной эвакуации людей в безопасную зону; соединительные линии на объектах, выполненные телефонными кабелями, не удовлетворяют требованиям пунктов 13.15.7 СП 5.13130-2009 и не имеют резервный запас жил кабелей и клемм соединительных коробок не менее чем по 10%; кабели и провода систем противопожарной защиты объектов, прокладываемые при групповой прокладке должны иметь показатели пожарной опасности по нераспространению горения ПРГП 1, ПРГП 2, ПРГП 3 или ПРГП 4 (в зависимости от объема горючей нагрузки), и показатель дымообразования не ниже ПД 2 по ГОСТ Р 53315 (на указанных объектах сертификаты на прокладку кабельных линий и электропроводов по пожарной опасности отсутствуют), чем нарушены статьи 6, 52, 54, 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 61 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390, пункт 13.15.9 СП 5.13130-2009, пункты 4.5, 4.7, 4.8 СП 6.13130-2009.
По результатам проверки начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы города Каменска-Уральского, Каменского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области составлен акт и вынесено предписание N 24/1/1 от 01.03.2019 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в том числе вышеприведенных - пункты 1, 2 предписания) в срок до 01.03.2020 года, которое получено законным представителем юридического лица 01.03.2019 года (л.д. 24).
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности, предписание об устранении которых выдано органом пожарного надзора, обоснованы нормами действующего законодательства и их устранение входит в обязанности учреждения.
На основании распоряжения начальником ОНД и ПР города Каменска-Уральского, Каменского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области N 43 от 02.03.2020 года (л.д.. 22) 11 марта 2020 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГАУЗ Свердловской области "Детская городская больница город Каменск-Уральский" с целью контроля исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности N 24/1/1 от 01.03.2019 года, срок исполнения которого истек. В результате проверки установлено, что в указанный в предписании срок ГАУЗ Свердловской области "Детская городская больница город Каменск-Уральский" выявленные в ходе предыдущей проверки нарушения не устранены и не исполнены требования пунктов 1, 2 предписания об обеспечении исправного состояния автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре.
По результатам проверки составлен акт N 43 от 19.03.2020 года, копия которого получена учреждением 19.03.2020 года (л.д. 21).
Данные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оценив которые всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Доводы жалобы о том, что учреждением приняты все зависящие от него меры по устранению содержащихся в предписании нарушений, но их устранение в установленный срок не представлялось возможным ввиду недостаточного финансирования, не могут повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений.
Выданное учреждению предписание направлено на обеспечение требований пожарной безопасности в учреждении здравоохранения, содержит соответствующее требование и является исполнимым. Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от выполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности в учреждении здравоохранения, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, и приводят к недопустимому риску для жизни и здоровья, в том числе детей, на объекте защиты.
То обстоятельство, что учреждением были заявки с просьбой о выделении бюджетных средств для финансирования мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности не подтверждает, что учреждением предпринимались реальные меры, направленные на устранение допущенных нарушений.
Как следует из представленных материалов, для выполнения предписания юридическому лицу предоставлялся достаточный срок (в период с 01.03.2019 года по 01.03.2020 года), в течение которого учреждение могло принять меры для изыскания средств на устранение выявленных нарушений.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции пришли к выводу о том, что учреждением не были приняты все исчерпывающие и своевременные меры для исполнения выданного предписания и устранения выявленных нарушений. Сведений о том, что в период до истечения срока, установленного предписанием, исполнить его не представлялось возможным по объективным причинам, учреждением также не представлено и в материалах дела не имеется.
Таким образом, ГАУЗ Свердловской области "Детская городская больница город Каменск-Уральский" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 13 статьей 19.5 КоАП РФ.
Ссылки в жалобе на то, что в отношении учреждения было одновременно составлено 9 протоколов об административных правонарушениях по части 13 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении 9 структурных подразделений, что, по мнению заявителя, свидетельствует о том, что в данной ситуации имело место одно правонарушение, несостоятельны.
Из представленных в дело сведений следует, что в отношении учреждения, проводились несколько проверок, включенных в план проверок, на основании отдельных распоряжений должностного лица и в отношении различных объектов защиты - обособленных зданий ГАУЗ Свердловской области "Детская городская больница город Каменск-Уральский", расположенных по различным адресам, при этом в ходе нескольких проверок были выявлены нарушения требований пожарной безопасности на различных объектах защиты, в отношении которых были выданы предписания. При таких условиях, неисполнение каждого из предписаний подлежит квалификации по части 13 статьи 19.5 КоАП РФ как самостоятельного административного правонарушения.
Доводов, которые могли бы стать основаниями для отмены или изменения вступивших в законную силу постановления и решения судей первой и второй инстанций, в жалобе не приведено.
Нарушений требований процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных решений, при рассмотрении дела не допущено.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом, при надлежащем извещении учреждения. При составлении протокола об административном правонарушении принимал участие законный представитель учреждения, который обосновывал позицию юридического лица. Копия протокола об административном правонарушении была вручена в установленном порядке.
Дело рассмотрено мировым судьей с соблюдением процедуры, установленной главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, и с соблюдением требований подсудности.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Административное наказание ГАУЗ Свердловской области "Детская городская больница город Каменск-Уральский" назначено в соответствии с санкцией части 13 статьи 19.5 КоАП РФ, является справедливым, соответствующим требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
При пересмотре дела по жалобе учреждения на постановление мирового судьи судья районного суда проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
Мировым судьей и судьей районного суда дело рассмотрено при наличии сведений о надлежащем извещении юридического лица. Интересы учреждения при рассмотрении дела мировым судьей и судьей районного суда представлял защитник. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Синарского судебного района г. Каменска-Уральского Свердловской области от 29 мая 2020 года, решение судьи Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 18 августа 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Детская городская больница город Каменск-Уральский", оставить без изменения, жалобу защитника государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Детская городская больница город Каменск-Уральский" Е. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции
И.И.ТРАПЕЗНИКОВА