Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.03.2022 N 16-2088/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Производство по делу прекращено.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.03.2022 N 16-2088/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Производство по делу прекращено.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2022 г. N 16-2088/2022
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ладейщикова М.В., рассмотрев жалобу главного государственного инспектора г. Когалыма по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по городу Когалыму) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре <данные изъяты> на вступившие в законную силу решение судьи Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 сентября 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя гаражного потребительского кооператива "Подземный-1" Г.,
установил:
постановлением главного государственного инспектора г. Когалыма по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по городу Когалыму) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре <данные изъяты> от 09 марта 2021 года N 15-ПБ председатель гаражного потребительского кооператива "Подземный-1" (далее - ГПК "Подземный-1") Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
Решением судьи Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 июня 2021 года постановление должностного лица отменено, дело направлено на новое рассмотрение в ОНДиПР по городу Когалыму УНДиПР ГУ МЧС России по ХМАО - Югре.
Постановлением главного государственного инспектора г. Когалыма по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по городу Когалыму) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре <данные изъяты> от 15 июня 2021 года N 15-ПБ председатель ГПК "Подземный-1" Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
Решением судьи Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 декабря 2021 года, постановление должностного лица от 15 июня 2021 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты должностное лицо, вынесшее постановление, просит их отменить, оставить в силе постановление от 15 июня 2021 года.
Приложенное к жалобе ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование судебных актов подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку такой срок положениями
КоАП РФ не установлен.
24 февраля 2022 года дело об административном правонарушении с жалобой должностного лица поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
В установленный срок в суд возражения от Г. на доводы жалобы не поступили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Как следует из протокола об административном правонарушении, 19 февраля 2021 года в 10 часов 25 минут при эксплуатации объекта защиты: "Подземный гараж" ГК "Подземный-1", расположенного по адресу: 628485, РФ, Тюменская область, ХМАО - Югра, <...>, председателем ГПК "Подземный-1" Г., как должностным лицом, нарушены требования пожарной безопасности, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности. Указанные нарушения были установлены по результатам проверки, проведенной прокуратурой города Когалыма совместно с сотрудниками Госпожнадзора.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения Г. к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ на основании постановления должностного лица Госпожнадзора от 15 июня 2021 года.
Судья городского суда, прекращая производство по делу об административном правонарушении, пришел к выводу об отсутствии в действиях Г. состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в связи с наличием существенных нарушений в ходе проведенной административным органом проверки в отношении ГПК "Подземный-1" требований Федерального
закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
С указанными выводами согласился судья суда округа.
В жалобе должностное лицо административного органа, анализируя обстоятельства, связанные с событием административного правонарушения, настаивает на виновности Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и просит решения судей нижестоящих судебных инстанций отменить.
Между тем данные доводы, не могут служить основанием для отмены судебных решений в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, поводом для привлечения председателя ГПК "Подземный-1" Г. к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ послужили результаты проверки, проведенной прокуратурой города Когалыма совместно с сотрудниками Госпожнадзора. Результаты указанной проверки были направлены прокуратурой города Когалыма начальнику ОНДиПР по городу Когалыму УНДиПР ГУ МЧС России по ХМАО - Югре для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.
Вместе с тем, судьями нижестоящих судебных инстанций правомерно отмечено, что постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, определение должностного лица о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, акт проверки в порядке, предусмотренном Федеральным
законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", либо в порядке, предусмотренном Федеральным
законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, в материалах дела отсутствуют.
Порядок привлечения к административной ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в случае реализации контрольно-надзорными органами мероприятий по государственному надзору (контролю) и муниципальному контролю имеет свои особенности, связанные с предусмотренными законодательством Российской Федерации гарантиями прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении такого контроля.
В рассматриваемом деле проверка проводилась прокурором, следовательно, после поступления информации из прокуратуры о необходимости привлечения виновных лиц к ответственности либо рапорта от должностного лица, участвовавшего при проведении прокурорской проверки в качестве специалиста - эксперта от органов пожарного надзора, административному органу необходимо было назначить проведение внеплановой проверки с соблюдением требований Федерального
закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ либо проводить осмотр помещения проверяемого лица после возбуждения дела об административном правонарушении в рамках
КоАП РФ.
В данном случае нормы указанного
закона при проведении внеплановой проверки не были соблюдены, что влечет недействительность результатов проверки (
статья 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ).
Судьями сделан обоснованный вывод о том, что собранные доказательства, в том числе протокол об административном правонарушении, в данном случае не могут являться допустимыми доказательствами нарушения должностным лицом обязательных противопожарных требований.
Производство по настоящему делу прекращено судьей на основании
пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ и возможность правовой оценки вынесенного судебного акта с точки зрения правильности применения и толкования судом норм материального права при установлении фактических обстоятельств рассматриваемого дела, а также применительно к вопросу о виновности лица в совершении административного правонарушения, повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого производство прекращено.
Согласно
части 2 статьи 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям
статьи 46,
ч. 1 ст. 50,
ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями
ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Принимая во внимание положения
статьи 30.17 КоАП РФ возможность возобновления производства по данному административному делу и правовой оценки действий Г. на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.
Вышеуказанной
статьей не предусмотрено правовой нормы, позволяющей суду, рассматривающему жалобу на вступившее в законную силу судебное решение, оставить в силе постановление по делу об административном правонарушении, которое судебным решением было отменено, как просит о том в жалобе должностное лицо.
Кроме того, на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный
статьей 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел истек.
КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности выводы о виновности лица в совершении административного правонарушения.
При таких данных, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 сентября 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя гаражного потребительского кооператива "Подземный-1" Г. оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора г. Когалыма по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по г. Когалыму) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре <данные изъяты> без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции
М.В.ЛАДЕЙЩИКОВА