Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.04.2020 N 16-760/2020 по делу N 16-1361/2019
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.


Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.04.2020 N 16-760/2020 по делу N 16-1361/2019
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.

СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2020 г. N 16-760/2020
Дело N 16-1361/2019
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу П. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы N 7 Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тюменской области N 50 от 26 июля 2019 года, решение судьи Заводоуковского районного суда Тюменской области от 17 сентября 2019 года, решение судьи Тюменского областного суда от 09 октября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Бигилинской сельской администрации Заводоуковского городского округа П.,
установил:
постановлением N 50 заместителя начальника межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы N 7 Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тюменской области (далее - МОНД и ПР N 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области) К. от 26 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Заводоуковского районного суда Тюменской области N 12-94/2019 от 17 сентября 2019 года и решением судьи Тюменского областного суда N 21-454/2019 от 09 октября 2019 года, глава Бигилинской сельской администрации Заводоуковского городского округа (далее - Бигилинская сельская администрация, администрация) П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные решения, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, П. просит об отмене указанных решений и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в ее действиях состава административного правонарушения.
В возражениях на жалобу, поступивших в суд, заместитель начальника МОНД и ПР N 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области К. указывает на необоснованность ее доводов.
Проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Статьей 63 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности. В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 года 69-ФЗ "О пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно статье 19 Федерального закона "О пожарной безопасности", к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе, городских округов, по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии с положениями пункта 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила противопожарного режима), органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности". При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, должностные лица в пределах их компетенции.
Из материалов дела следует, что глава Бигилинской сельской администрации Заводоуковского городского округа П. в период особого противопожарного режима, введенного на территории Тюменской области с 26 апреля 2019 года постановлением Правительства Тюменской области от 26 апреля 2019 года N 121-п (л.д. 89-91), допустила нарушения в области пожарной безопасности, а именно: в нарушение пункта 80 Правил противопожарного режима допустила использование естественного водоисточника с площадкой (пирсом) менее 12х12 метров без твердого покрытия для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, находящегося в с. Бигила Заводоуковского района Тюменской области, а также в нарушение статьи 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и пункта 8.6 СП 8.1313.2009 Системы противопожарной защиты источники наружного противопожарного водоснабжения требования пожарной безопасности, допустила отсутствие указателей по направлению движения к пожарным водоемам (водоисточникам) и у мест их расположения.
Нарушение указанных требований пожарной безопасности выявлено в ходе проверки, проведенной 13 мая 2019 года Заводоуковской межрайонной прокуратурой совместно с МОНД и ПР N 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области на территории Бигилинской сельской администрации (л.д. 78, 79-80).
В связи с допущенными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении должностного лица - главы Бигилинской сельской администрации Заводоуковского городского округа П. заместителем Заводоуковского межрайонного прокурора 20 мая 2019 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 72-74).
Установленные по делу обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, в том числе: решением о проведении проверки от 13 мая 2019 года (л.д. 78), сообщением начальника МОНД и ПР N 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области 4-1-15 от 16 мая 2019 года в адрес прокуратуры и фототаблицей, фиксирующей местность возле водоисточника (л.д. 79-83), постановлением Правительства Тюменской области "О введении особого противопожарного режима" от 26 апреля 2019 г. N 121-п (л.д. 89-91), протоколом осмотра от 22 июля 2019 года с фототаблицей (л.д. 100-109), распоряжением о назначении П. главой Бигилинской сельской администрации Заводуоковского городского округа (л.д. 8), положением о Бигилинской сельской администрации Заводуоковского городского округа (л.д. 12-16), должностной инструкцией главы Бигилинской сельской администрации Заводуоковского городского округа (л.д. 22), письмом комитета по делам ГО и ЧС от 06.05.2019 N 84 (л.д. 37), письмом главы Бигилинской сельской администрации N 59 от 30 апреля 2019 г. (л.д. 40), представлением об устранении нарушений от 23 мая 2019 года (л.д. 97-98), а также иными доказательствами, которым при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что глава Бигилинской сельской администрации Заводоуковского городского округа не является субъектом вмененного административного правонарушения, со ссылками на то, что сельская администрация не является органом местного самоуправления сельского поселения или городского округа, а входит в структуру администрации городского округа как ее территориальный орган, несостоятельны.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Бигилинской сельской администрации Заводоуковского городского округа (далее - Положение), утвержденного распоряжением главы администрации Заводоуковского городского округа от 11 января 2006 года N 7, настоящее Положение определяет статус и полномочия Бигилинской сельской администрации Заводоуковского городского округа по осуществлению местного самоуправления на подведомственной территории. Бигилинская сельская администрация Заводоуковского городского округа является структурным подразделением администрации Заводоуковского городского округа, осуществляет на закрепленной территории исполнительные, распорядительные, управленческие функции в пределах полномочий, установленных настоящим Положением (пункт 1.2 Положения). Пунктом 1.5 Положения предусмотрено, что территория сельской администрации расположена в границах населенных пунктов: село Бигила, село Яковлево, деревня Плюхина. При этом согласно пункту 2.20 Положения, Бигилинская сельская администрация Заводоуковского городского округа, выполняя полномочия по осуществлению местного самоуправления на подведомственной территории, помимо прочего, обеспечивает первичные меры пожарной безопасности (л.д. 12-14).
Распоряжением администрации Заводоуковского городского округа от 29 декабря 2010 г. N 100 рп П. с 01 января 2011 года назначена на должность главы Бигилинской сельской администрации Заводоуковского городского округа (л.д. 8).
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с пунктом 2.1 должностной инструкции главы Бигилинской сельской администрации, с которой П. 09.04.2012 года ознакомлена под роспись, глава сельской администрации руководит деятельностью сельской администрации, действует от имени сельской администрации в связи с осуществлением полномочий, предусмотренных Положением о сельской администрации, организует исполнение полномочий сельской администрации, несет персональную ответственность за исполнение возложенных на сельскую администрацию полномочий. Указанные полномочия закреплены и в пунктах 3.4 и 3.5 Положения (л.д. 22).
Принимая во внимание изложенное, с учетом того, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности на подведомственной территории (населенный пункт с. Бигила) возложено на Бигилинскую сельскую администрацию, глава сельской администрации несет ответственность за их несоблюдение в границах подведомственной территории, как должностное лицо с учетом положений статьи 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" и статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с изложенным также не является основанием к отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении решений и ссылка заявителя на решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 10 февраля 2012 года, в соответствии с которым обязанность организовать мероприятия по устранению нарушений правил пожарной безопасности, в том числе, на территории Бигилинской сельской администрации, возложена на администрацию Заводоуковского городского округа.
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, ответственным должностным лицом является глава Бигилинской сельской администрации П., при этом каких-либо доказательств, указывающих, что должностным лицом предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению до момента выявления нарушений, в материалах дела не имеется.
Не указывают на принятие главой сельской администрации всех возможных мер для обеспечения первичных мер пожарной безопасности представленные в материалы дела письма главы Бигилинской сельской администрации П. от 30 апреля 2019 г. N 59 (л.д. 40) и от 21 июня 2019 года N 80 (л.д. 38-39), поскольку данные меры предприняты уже после проведения проверки и выявления нарушений требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.
Выводы должностного лица и судей о наличии в действиях главы Бигилинской сельской администрации П. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются материалами дела.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего указанные правоотношения, не свидетельствует об ошибочности их выводов и о наличии оснований к отмене обжалуемых постановления и судебных актов.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено прокурором в соответствии с требованиями статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с участием П., которой были разъяснены ее процессуальные права и которая дала свои объяснения. Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении соответствует требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия постановления П. вручена в установленном законом порядке.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 26 июля 2019 года уполномоченным должностным лицом - заместителем начальника МОНД и ПР N 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области с участием главы Бигилинской сельской администрации П. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в котором содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. Наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание является обоснованным, справедливым и отвечающим цели административного наказания.
Судьями районного и областного судов дело проверено в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, всем доводам жалоб дана полная и объективная оценка.
При пересмотре дела судьями районного и областного судов П. в судебных заседаниях участвовала, обосновывала позицию по делу. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление заместителя начальника межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы N 7 Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тюменской области N 50 от 26 июля 2019 года, решение судьи Заводоуковского районного суда Тюменской области от 17 сентября 2019 года, решение судьи Тюменского областного суда от 09 октября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Бигилинской сельской администрации Заводоуковского городского округа П. оставить без изменения, жалобу П. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции
И.И.ТРАПЕЗНИКОВА