Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.08.2021 N 16-4288/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.


Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.08.2021 N 16-4288/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.

СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2021 г. N 16-4288/2021
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу защитника Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 62 ГУФСИН России по Свердловской области Я. на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора Североуральского городского округа, Ивдельского городского округа, городского округа Пелым по пожарному надзору - заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы по ГУ МЧС России по Свердловской области от 22 декабря 2020 года, решение судьи Ивдельского городского суда Свердловской области от 18 февраля 2021 года, решение судьи Свердловского областного суда от 07 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 62 ГУФСИН России по Свердловской области,
установил:
постановлением N 31 главного государственного инспектора Североуральского городского округа, Ивдельского городского округа, городского округа Пелым по пожарному надзору - заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы по ГУ МЧС России по Свердловской области С. от 22 декабря 2020 года Федеральное казенное учреждение Исправительная колония N 62 ГУФСИН России по Свердловской области (далее ФКУ ИК-62, учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Ивдельского городского суда Свердловской области от 18 февраля 2021 года (N 12-5/2021), оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 07 апреля 2021 года, удовлетворена жалоба ФКУ ИК-62 ГУФСИН России по Свердловской области, постановление изменено и назначенный по постановлению должностного лица штраф снижен с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до 90 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции от имени и в интересах ФКУ ИК-62 ГУФСИН России по Свердловской области, защитник учреждения Я., действующая по доверенности, выражает несогласие с указанными выше актами, просит изменить наказание на менее строгое.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
При рассмотрении дела установлено, что ФКУ ИК-62 ГУФСИН России по Свердловской области допущены нарушения требований пожарной безопасности, установленных Правилами пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН, утвержденными Приказом ФСИН России от 30.03.2005 года N 214, Правилами противопожарного режима, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390; Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; НПБ 110-03 Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащие защите АУПТ и АУПС, СП 1.13130.2012, что выразилось в следующем:
1. на территории учреждения отсутствуют схемы движения автотранспорта, указателей проезда и проходов, чем нарушен пункт 2.20 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН, утвержденных Приказом ФСИН России от 30.03.2005 года N 214;
2. не обеспечено поддержание в исправном состоянии систем и установок противопожарной защиты зданий, не организовано проведение проверки работоспособности систем противопожарной защиты с оформлением соответствующих актов проверок, чем нарушен пункт 61 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390;
3. не обеспечены исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода, не организовано проведение проверки их работоспособности с установленной периодичностью (весной и осенью) с составлением соответствующих актов, чем нарушены пункты 55, 59 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390;
4. в здании КПП отсутствует световое табло "Выход", чем нарушены пункт 43 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390, пункт 18.1 приложения N 6 к Правилам пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН, утвержденных Приказом ФСИН России от 30.03.2005 года N 214;
5. в здании КПП ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов на объектах защиты на путях эвакуации не закреплены надежно к полу, чем нарушен пункт 39 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390;
6. в здании КПП в коридорах на путях эвакуации для отделки стен, потолка и пола допущено применение отделочных материалов без учета показателей по степени пожарной опасности (обои, листы OSB и т.п.), чем нарушены требования таблицы N 28 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
7. здание КПП не в полном объеме защищено системой автоматической пожарной сигнализации (не защищены пути эвакуации в коридоре), чем нарушен пункт 4 НПБ 110-03 Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащие защите АУПТ и АУПС;
8. в здании КПП отсутствуют знаки обозначения путей эвакуации в коридоре, чем нарушен пункт 43 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390;
9. в здании КПП объект защиты не обеспечен огнетушителями, согласно установленным нормам, чем нарушены пункты 70, 468, 474, приложение N 1 и N 2 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390;
10. в помещении котельной при эксплуатации путей эвакуации установлены пороги, расположенные вне дверного проема, чем нарушены пункт 36 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390, пункт 3.1.15 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН, утвержденных Приказом ФСИН России от 30.03.2005 года N 214;
11. на складе N 3 отсутствовали обозначения категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, чем нарушен пункт 3.1.1 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН, утвержденных Приказом ФСИН России от 30.03.2005 года N 214;
12. над зданием БПК допущена прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередачи (в том числе временных и проложенных кабелем) над горючими кровлями, чем нарушен пункт 41 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390;
13. на территории промышленной зоны не обеспечена очистка объекта защиты и прилегающих к нему территорий, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности, чем нарушен пункт 77 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390;
14. в зданиях ТНП N 1 и ТНП N 2 при эксплуатации путей эвакуации установлены пороги, расположенные вне дверного проема, чем нарушены пункт 36 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390, пункт 3.1.15 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН, утвержденных Приказом ФСИН России от 30.03.2005 года N 214;
15. в зданиях ТНП N 1 и ТНП N 2 объект защиты не обеспечен огнетушителями согласно установленным нормам, чем нарушены пункты 70, 468, 474, приложение N 1 и N 2 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390;
16. в здании швейного цеха допускается загромождение эвакуационных путей и выходов различными материалами, изделиями, оборудованием, производственным отходами, мусором и другими предметами, на путях эвакуации допускается хранение горючих материалов, чем нарушен пункт 3.1.15 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН, утвержденных Приказом ФСИН России от 30.03.2005 года N 214;
17. в здании пункта приема пищи при эксплуатации путей эвакуации установлены пороги, расположены вне дверного проема, чем нарушены пункт 36 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390, пункт 3.1.15 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН, утвержденных Приказом ФСИН России от 30.03.2005 года N 214;
18. на здании столовой баннер, расположенный на фасаде здания, не соответствует требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к облицовке внешних поверхностей наружных стен, отсутствует сертификат соответствия, чем пункт 40 (1) Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390;
19. в здании штрафного изолятора не организована перекатка пожарных рукавов в установленной периодичности, чем нарушен пункт 57 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390;
20. в здании штрафного изолятора пожарные краны не размещены в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах, чем нарушен пункт 57 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390;
21. не предоставлены сертификаты соответствия требованиям пожарной безопасности на лакокрасочное покрытие, линолеум, которые были применены для отделки пола путей эвакуации в здании штрафного изолятора, чем нарушены статьи 89, 146 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 4.3.2 СП 1.13130.2012;
22. кабинет психолога в здании ОСУОН не защищен системой автоматической пожарной сигнализации, чем нарушен пункт 4 НПБ 110-03 Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащие защите АУПТ и АУПС;
23. в здании бригады N 92 ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов на объектах защиты на путях эвакуации не закреплены надежно к полу, чем нарушен пункт 39 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390;
24. в здании бригады N 92 в коридорах на путях эвакуации для отделки стен, потолка и пола допущено применение отделочных материалов без учета показателей по степени пожарной опасности (обои, листы OSB и т.п.), чем нарушены требования таблицы N 28 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
25. в здании отрядов N 11, 12 при эксплуатации путей эвакуации установлены пороги, расположены вне дверного проема, чем нарушены пункт 36 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390, пункт 3.1.15 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН, утвержденных Приказом ФСИН России от 30.03.2005 года N 214;
26. в здании отряда N 11 и N 12 отсутствуют инструкции действия персонала в случае пожара в дневное и ночное время, чем нарушен пункт 9 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390;
27. не предоставлены сертификаты соответствия требованиям пожарной безопасности на лакокрасочное покрытие, линолеум, которые были применены для отделки пола путей эвакуации в здании отрядов N 11, N 12, чем нарушены статьи 89, 146 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 4.3.2 СП 1.13130.2012;
28. не представлены акты испытания наружных пожарных лестниц в здании отрядов N 11, N 12, чем нарушен пункт 24 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390;
29. не предоставлены сертификаты соответствия требованиям пожарной безопасности на лакокрасочное покрытие, линолеум, которые были применены для отделки пола путей эвакуации в здании отряда N 3, чем нарушены статьи 89, 146 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 4.3.2 СП 1.13130.2012;
30. не представлены акты испытания наружных пожарных лестниц в здании отряда N 3, чем нарушен пункт 24 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390;
31. в здании МСЧ допускается загромождение подхода к первичным средствам пожаротушения, чем нарушен пункт 23 (ж) Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390;
32. в здании МСЧ отсутствует раструб на порошковом огнетушителе (ОП-2), чем нарушен пункт 478 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390;
33. в здании МСЧ допускается хранение горючих материалов на путях эвакуации, чем нарушен пункт 3.1.15 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН, утвержденных Приказом ФСИН России от 30.03.2005 года N 214;
34. в здании МСЧ ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов на объектах защиты на путях эвакуации не закреплены надежно к полу, чем нарушен пункт 39 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390;
35. не представлены акты испытания наружных пожарных лестниц в здании МСЧ, чем нарушен пункт 24 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390;
36. не предоставлены сертификаты соответствия требованиям пожарной безопасности на лакокрасочное покрытие, линолеум, которые были применены для отделки пола путей эвакуации в здании МСЧ, чем нарушены статьи 89, 146 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 4.3.2 СП 1.13130.2012;
37. в здании МСЧ при эксплуатации путей эвакуации установлены пороги, расположены вне дверного проема, чем нарушены пункт 36 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390, пункт 3.1.15 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН, утвержденных Приказом ФСИН России от 30.03.2005 года N 214.
Таким образом деяние ФКУ ИК-62 ГУФСИН России по Свердловской области образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Факт совершения ФКУ ИК-62 ГУФСИН России по Свердловской области административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ; и в настоящей жалобе установленный факт допущенных учреждением нарушений требований пожарной безопасности по существу не оспаривается.
Нарушение указанных требований пожарной безопасности, допущенное юридическим лицом, выявлено в период с 06.11.2020 года по 01.12.2020 года в ходе проверки соблюдения учреждением требований законодательства о пожарной безопасности Ивдельской прокуратурой по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях совместно с государственным инспектором по пожарному надзору ОНД и ПР Североуральского городского округа, Ивдельского городского округа, городского округа Пелым управления надзорной деятельности и профилактической работы по ГУ МЧС России по Свердловской области, и по указанному факту исполняющим обязанности Ивдельского прокурора по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях 02.12.2020 года возбуждено дело об административном правонарушении с участием исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-62 ГУФСИН России по Свердловской области (л.д. 111-114).
Оснований не доверять сведениям о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, не имеется, в ходе рассмотрения дела их наличие не опровергнуто.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Устранение допущенных нарушений входит в обязанности юридического лица и в настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, ФКУ ИК-62 ГУФСИН России по Свердловской области не соблюдены, при этом объективных сведений, указывающих, что юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению до момента выявления нарушений, в материалах дела не имеется. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности в учреждении, с учетом характера и целей его деятельности, могут повлечь негативные последствия, и приводят к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на объекте защиты.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и сроки давности привлечения ФКУ ИК-62 ГУФСИН России по Свердловской области к административной ответственности соблюдены.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушения 22 декабря 2020 года уполномоченным должностным лицом с участием представителя юридического лица вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в котором содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Судебными инстанциями по жалобам юридического лица дело проверено в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ.
В жалобе защитник ФКУ ИК-62 ГУФСИН России по Свердловской области просит изменить назначенное наказание и снизить размер штрафа, применив положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, либо назначить предупреждение, ссылаясь на то, что в настоящее время выявленные нарушения устранены.
Вместе с тем оснований для изменения вынесенных по делу решений в указанной части не имеется. Назначенное административное наказание соответствует требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, при этом судом по жалобе учреждения размер штрафа снижен с применением положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ. Размер штрафа установлен с учетом положений части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, которая предусматривает, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей. То обстоятельство, что размер штрафа судом снижен не до максимально возможного размера, то есть не до 75 000 рублей, не является основанием для изменения судебных актов, поскольку в данном случае размер штрафа установлен с учетом обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, и является обоснованным и справедливым.
Ссылки в жалобе на положения статьи 2.9 и статьи 4.1.1 КоАП РФ не являются основанием для изменения судебных актов. Характер выявленного нарушения требований пожарной безопасности в настоящем случае не позволяет оценить его, как малозначительный, оснований для освобождения ФКУ ИК-62 ГУФСИН России по Свердловской области от ответственности, с объявлением устного замечания, не имеется. В соответствии с положениями статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение как мера административного наказания применяется только при совершении административных правонарушений, не представляющих значительную общественную опасность и не повлекших причинение значительного вреда. Между тем, объектом вменяемого юридическому лицу правонарушения является пожарная безопасность, необеспечение которой создает угрозу жизни и здоровья граждан, их имущества, а также угрозу уничтожения или повреждения государственного, муниципального имущества и имущества организаций в результате пожара. Следовательно, исходя из обстоятельств дела, за совершение данного правонарушения назначение административного наказания в виде предупреждения, не соответствует принципам и целям назначения наказания.
При рассмотрении дела в судебных заседаниях участвовали защитники ФКУ ИК-62 ГУФСИН России по Свердловской области, которые обосновывали позицию юридического лица по делу. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление главного государственного инспектора Североуральского городского округа, Ивдельского городского округа, городского округа Пелым по пожарному надзору - заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы по ГУ МЧС России по Свердловской области от 22 декабря 2020 года, решение судьи Ивдельского городского суда Свердловской области от 18 февраля 2021 года, решение судьи Свердловского областного суда от 07 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 62 ГУФСИН России по Свердловской области, оставить без изменения, жалобу защитника Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 62 ГУФСИН России по Свердловской области Я. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции
И.И.ТРАПЕЗНИКОВА