Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.04.2021 N 16-1881/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.04.2021 N 16-1881/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2021 г. N 16-1881/2021
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества "Варьеганнефтегаз" - А. на постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений <данные изъяты> N 02-828/2020 от 01 сентября 2020 года, решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 ноября 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 декабря 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Варьеганнефтегаз",
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений <данные изъяты> N 02-828/2020 от 01 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 ноября 2020 года, решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 декабря 2020 года, публичное акционерное общество "Варьеганнефтегаз" (далее - ПАО "Варьеганнефтегаз", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 301 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ПАО "Варьеганнефтегаз" А. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене.
Административный орган, извещенный в соответствии с требованиями
части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражений не представил.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с положениями
части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу
статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
Согласно
части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Подпунктами "а", "в" пункта 33 вышеуказанных Правил установлено, что при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется содержать территории, отведенные под буровые скважины и другие сооружения, в состоянии, свободном от древесного мусора и иных горючих материалов; проложить по границам этих территорий противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра и содержать ее в очищенном от горючих материалов состоянии; не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.).
Пунктом 34 Правил предусмотрено, что полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Согласно пункту 35 Правил при эксплуатации линий трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 395-рп от 06 июля 2020 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с 06 июля 2020 года по 13 августа 2020 года был введен особый противопожарный режим.
На основании распоряжения руководителя Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 июля 2020 года N 02-328/2020 проведено мероприятие по контролю (патрулированию) в лесах в <...>, 359 Радужнинского участкового лесничества Аганского территориального отдела - лесничества в целях предупреждения, выявления и пресечения обязательных требований лесного законодательства.
В ходе проведенного мероприятия в квартале N 173 выделе N 78 Радужнинского участкового лесничества Аганского территориального отдела - лесничества 09 июля 2020 года выявлено нарушение правил пожарной безопасности в лесах в период особого противопожарного режима, установленного распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июля 2020 года N 395-рп, а именно полоса отвода и охранная зона вдоль трубопровода "нефтесборный трубопровод к. 269-т.вр.к. 269 (т. 47-т.48)" Северо-Варьеганского месторождения нефти, проходящего через лесной массив в квартале N 173 выделе N 78 Радужнинского участкового лесничества Аганского территориального отдела - лесничества (географические координаты в системе координат WGS-84: N 62°22"04.0" Е 77°15"51.3", N 62°22"02.5" Е 77°15"50.2", N 62°22"02.5" Е 77°15"50.0", N 62°22"03.1" Е 77°15"50.1", N 62°22"03.9" Е 77°15"51.0") не свободна от горючих материалов (нефти, нефтепродуктов) в период особого противопожарного режима. При этом массовая доля нефтепродуктов в контрольной пробе почвы превысила концентрацию загрязняющего вещества в фоновой пробе в 34 раза.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностным лицом пользователя лесного участка ПАО "Варьеганнефтегаз" к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда, а также судья окружного суда согласились с выводами должностного лица, оставив постановление должностного лица без изменения.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью представленных в дело доказательств, в том числе: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 18 августа 2020 года (л.д. 47-57), распоряжением от 03 июля 2020 года (л.д. 151), выпиской из государственного лесного реестра (л.д. 60-61), сведениями об аварии (инциденте) на трубопроводе, формой оперативного сообщения об аварии (инциденте) (л.д. 125-128), а также другими материалами дела, которым должностным лицом и судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность установленных должностным лицом и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы жалобы, сведенные к тому, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих факт нахождения на спорном участке горючих материалов, проверены судьями районного, окружного судов и обоснованно отклонены на основании исследования и оценки представленных в дело доказательств.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм
Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является. Оснований не соглашаться с выводами судебных инстанций, вопреки доводам жалобы, не имеется.
В силу
части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что у юридического лица отсутствовала возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, предусмотренная
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и данным лицом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела отсутствуют, вместе с жалобой не представлены.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении в отношении ПАО "Варьеганнефтегаз" составлен уполномоченным должностным лицом, при надлежащем извещении общества.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требованиями
статей 24.1,
26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены. Вопреки доводам заявителя, нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в
статьях 1.5,
1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом. В постановлении содержатся все сведения, предусмотренные
частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; постановление по делу является законным и обоснованным, оно вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного
частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа должностным лицом назначено в соответствии с санкцией
части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований
статей 3.1,
3.5,
4.1 -
4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При рассмотрении жалоб ПАО "Варьеганнефтегаз" на постановление судьями районного суда и окружного суда дело проверено в полном объеме, решения судебных инстанций соответствуют требованиям закона. Всем доводам жалобы общества была дана надлежащая правовая оценка, выводы судебных инстанций, вопреки доводам жалобы, достаточным образом мотивированны.
Нарушений гарантированных
Конституцией Российской Федерации и
статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений <данные изъяты> N 02-828/2020 от 01 сентября 2020 года, решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 ноября 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 декабря 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Варьеганнефтегаз" оставить без изменения, жалобу защитника публичного акционерного общества "Варьеганнефтегаз" - А. оставить без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции
Н.А.ПЕЧЕНКИНА