Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.05.2021 N 16-2478/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ за нарушение правил санитарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.


Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.05.2021 N 16-2478/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ за нарушение правил санитарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.

СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2021 г. N 16-2478/2021
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., изучив жалобу защитника ООО "Газпромнефть-Хантос" Замятина Николая Николаевича на постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника отдела в Службе, Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений от 14 сентября 2020 года, решение судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 декабря 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Газпромнефть-Хантос",
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника отдела в Службе, Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений <данные изъяты> от 14 сентября 2020 года N 06-395/2020, оставленным без изменения решением судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 декабря 2020 года и решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 февраля 2021 года, ООО "Газпромнефть-Хантос" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 13 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу постановление и судебные решения, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции от имени и в интересах ООО "Газпромнефть-Хантос", защитником общества - Замятин Н.Н. просит отменить постановление и судебные акты, считая их незаконными, прекратить производство по делу.
Копия жалобы направлена в Службу по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, от представителя которой в установленный срок поступили письменные возражения, в которых высказана просьба об отказе в удовлетворении жалобы защитника общества.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятых по делу постановления и решений не нахожу.
В соответствии с положениями части 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607 в соответствии со статьей 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее Правила), согласно пункту 15 которых при разработке лесосек, строительстве и реконструкции линейных объектов запрещается сдвигание порубочных остатков к краю леса (стене леса).
Как следует из материалов дела, 04.08.2020 в 15 час. 02 мин. на участке лесного фонда, расположенном в квартале N 416 выделе N 1 Болчаровского урочища Болчаровского участкового лесничества Кондинского территориального отдела - лесничества при проведении мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах обнаружен факт использования участка лесного фонда под площадной объект. Площадка свободна от лесных насаждений, вырублена. В ходе патрулирования вышеуказанного лесного участка зафиксировано сдвигание порубочных остатков к краю леса (стене леса). Лиц, производивших рубку древесины, не обнаружено. Координаты места размещения порубочных остатков у стены леса определены и указаны в Акте по итогам проведения мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах N 06-254/2020. Место размещения порубочных остатков у стены леса зафиксировано, в том числе видеосъемкой, фототаблица приобщена к указанному Акту.
Указанный лесной участок предоставлен Обществу по договору аренды лесного участка для заготовки древесины N <данные изъяты> от 01.03.2019, договору аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых N <данные изъяты> от 01.03.2019 под объект: "Объекты обустройства Западно-Зимнего лицензионного участка. Производственная база".
Лесной декларацией от 20.12.2019 N 140-лд, лесной декларацией от 20.12.2019 N 79-лд Общество заявляет об использовании указанного лесного участка в том числе для заготовки древесины в период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
В связи с указанными обстоятельствами в отношении ООО "Газпромнефть-Хантос" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности.
Факт совершения указанного административного правонарушения подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым при рассмотрении дела должностным лицом, судьями нижестоящих судебных инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО "Газпромнефть-Хантос" состава вмененного административного правонарушения (в том числе в части того, что оно не является надлежащим субъектом, не совершало действия, образующие объективную сторону административного правонарушения) являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отклонены.
ООО "Газпромнефть-Хантос" в силу договоров аренды использует предоставленный ему во временное пользование лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации с осуществлением мер санитарной безопасности в соответствии с законодательством и проектом освоения лесов.
В статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации приведены виды использования лесов, к числу которых относятся, помимо прочего, заготовка древесины, осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых.
С учетом указанных норм ООО "Газпромнефть-Хантос", именно как лицо, осуществляющее деятельность по использованию лесов на переданном ему в соответствии с договорами аренды в пользование лесном участке, было обязано соблюдать Правила санитарной безопасности в лесах, но их при осуществлении своей деятельности не соблюдало, а потому является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
В силу части 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае всех возможных мер для соблюдения Правил санитарной безопасности в лесах арендатором лесного участка ООО "Газпромнефть-Хантос" не предпринято, поскольку у общества, как пользователя лесного участка, осуществляющего деятельность по использованию лесов, имелась возможность соблюдать установленные Правила, но допустив бездействие, в том числе в части осуществления должного контроля за действиями подрядчиков по заготовке древесины, общество не приняло всех зависящих мер по их соблюдению.
В связи с изложенным, в действиях юридического лица должностным лицом и судебными инстанциями на основании имеющихся в материалах дела доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно установлен факт нарушения Правил санитарной безопасности в лесах, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах не имеется оснований не согласиться с выводом судей нижестоящих судебных инстанций, основанным на материалах дела, о том, что ООО "Газпромнефть-Хантос" является надлежащим субъектом административного правонарушения.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые сведения.
Нарушений административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судами не установлено.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых актов не является.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении общества не допущено.
Оснований для переоценки выводов должностного лица и судей нижестоящих судебных инстанций не имеется, выводы о виновности ООО "Газпромнефть-Хантос" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ, являются правильными.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа должностным лицом назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьями нижестоящих судебных инстанций дело проверено в полном объеме в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника отдела в Службе, Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений от 14 сентября 2020 года, решение судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 декабря 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Газпромнефть-Хантос", оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Газпромнефть-Хантос" Замятина Николая Николаевича - без удовлетворения.
Судья
Л.Ю.САПРЫГИНА