Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.03.2020 N 16-618/2020
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.03.2020 N 16-618/2020
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: В удовлетворении требования отказано.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
от 12 марта 2020 г. N 16-618/2020
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу главы Дроновской сельской администрации Заводоуковского городского округа Р. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника МОНД и ПР N 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области N 55 от 26 июля 2019 года, решение судьи Заводоуковского районного суда Тюменской области от 11 сентября 2019 года, решение судьи Тюменского областного суда от 25 сентября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы Дроновской сельской администрации Заводоуковского городского округа Р.,
установил:
постановлением заместителя начальника МОНД и ПР N 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области N 55 от 26 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Заводоуковского районного суда Тюменской области от 11 сентября 2019 года и решением судьи Тюменского областного суда от 25 сентября 2019 года, глава Дроновской сельской администрации Заводоуковского городского округа (далее - Дроновская сельская администрация, администрация) Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, глава Дроновской сельской администрации Р. выражает несогласие с указанными выше постановлением должностного лица и судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу.
МОНД и ПР N 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области, уведомленный о подаче жалобы на указанные выше акты, отзыв на жалобу в суд не направил.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение тех же действий в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу
статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно
статье 19 Федерального закона "О пожарной безопасности", к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии с положениями
пункта 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила противопожарного режима), органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со
статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
В силу
части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со
статьей 63 настоящего Федерального закона.
В силу
статьи 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 63 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности.
Согласно
пункту 8.6 "СП 8.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (утв. приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 178) (далее - СП 8.13130.2009), у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Из материалов дела следует, что глава Дроновской сельской администрации Р. в период особого противопожарного режима, введенного на территории Тюменской области с 26 апреля 2019 года постановлением Правительства Тюменской области от 26 апреля 2019 г. N 121-п, допустила нарушения в области пожарной безопасности, а именно: в нарушение
пункта 80 Правил противопожарного режима допустила использование естественного водоисточника с площадкой (пирсом) менее 12 x 12 метров без твердого покрытия для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, находящегося в д. Дронова Заводоуковского района Тюменской области; в нарушение
статьи 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункта 8.6 СП 8.13130.2009, отсутствуют указатели пожарного водоема (водоисточника) у мест его расположения.
Нарушения указанных требований пожарной безопасности, допущенные должностным лицом, выявлены в ходе проверки, проведенной 15 мая 2019 года Заводоуковской межрайонной прокуратурой совместно с МОНД и ПР N 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области в сфере соблюдения требований пожарной безопасности на территории Дроновской сельской администрации.
В связи с допущенными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении должностного лица - главы Дроновской сельской администрации Р. прокурором 28 мая 2019 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела заместителем начальника МОНД N 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области 26 июля 2019 года вынесено постановление о привлечении главы Дроновской сельской администрации Р. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения главой Дроновской сельской администрации Р. административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, в том числе: положением о Дроновской сельской администрации Заводуоковского городского округа (л.д. 11-15), должностной инструкцией Главы Дроновской сельской администрации (л.д. 17), письмом комитета по делам ГО и ЧС (л.д. 32), ответом Главы Дроновской сельской администрации от 10 июня 2019 года (л.д. 33), письмом Главы Дроновской сельской администрации от 12 июля 2019 года (л.д. 34), справкой администрации Комитета имущественных отношений Заводоуковского городского округа от 02 августа 2019 года N 16 (л.д. 48), постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 28 мая 2019 года (л.д. 65-67), решением о проведении проверки (л.д. 68), письменными объяснениями Р. (л.д. 71), представлением об устранении нарушений от 31 мая 2019 года (л.д. 79), постановлением Правительства Тюменской области "О введении особого противопожарного режима" от 26 апреля 2019 г. N 121-п (л.д. 80-82), протоколом осмотра от 22 июля 2019 года с фототаблицей (л.д. 84-92), а также иными доказательствами, которым должностным лицом и нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего указанные правоотношения, не свидетельствует об ошибочности их выводов и о наличии оснований к отмене обжалуемых постановления и судебных актов.
Согласно
статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доводы жалобы о том, что глава Дроновской сельской администрации не является субъектом вмененного административного правонарушения, были предметом обсуждения судей нижестоящих инстанций и обоснованно ими опровергнуты.
В соответствии с частью 1 Устава муниципального образования Заводоуковский городской округ, принятого решением Думы муниципального образования Заводоуковский район от 20 июня 2005 г. N 236 (далее - Устав), в состав территории Заводоуковского городского округа входит, в том числе, д. Дронова. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа включено в полномочия органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения (пункт 13 части 1 статьи 7 Устава).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Дроновской сельской администрации Заводоуковского городского округа, утвержденного распоряжением главы администрации Заводоуковского городского округа от 11 января 2006 г. N 10 (далее - Положение), настоящее Положение определяет статус и полномочия Дроновской сельской администрации по осуществлению местного самоуправления на подведомственной территории с учетом ее особенностей, исторически сложившихся традиций и интересов населения. Дроновская сельская администрация является структурным подразделением администрации Заводоуковского городского округа, осуществляет на закрепленной территории исполнительные, распорядительные, управленческие функции в пределах полномочий, установленных настоящим Положением, имеет бланки, штампы, печать (пункт 1.2 Положения). Согласно пункту 2.20 Положения, Дроновская сельская администрация, выполняя полномочия по осуществлению местного самоуправления на подведомственной территории, помимо прочего, обеспечивает первичные меры пожарной безопасности.
Распоряжением администрации Заводоуковского городского округа от 6 февраля 2006 года N 46-рк Р. с 07 февраля 2006 года назначена на должность главы Дроновской сельской администрации (л.д. 7).
В соответствии с должностной инструкцией главы Дроновской сельской администрации, утвержденной заместителем главы администрации Заводоуковского городского округа 09 апреля 2012 года, с которой Р. ознакомлена под роспись в этот же день, глава сельской администрации несет персональную ответственность за исполнение возложенных на сельскую администрацию полномочий (л.д. 17).
Принимая во внимание изложенное, с учетом того, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности возложено на Дроновскую сельскую администрацию, глава сельской администрации несет ответственность за их несоблюдение на подведомственной территории.
При этом довод жалобы о том, что сельская администрация входит в структуру администрации городского округа как ее территориальный орган, не исключает в данном случае ответственности главы сельской администрации.
В связи с изложенным не может являться основанием к отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении постановления должностного лица и судебных актов и ссылка автора жалобы на решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 10 февраля 2012 года, в соответствии с которым обязанность организовать мероприятия по устранению нарушений правил пожарной безопасности, в том числе, на территории Дроновской сельской администрации, возложена на администрацию Заводоуковского городского округа.
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих, что должностным лицом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению до момента выявления нарушений, в материалах дела не имеется.
Довод жалобы о том что, что
СП 8.13130.2009 является документом добровольного применения, и не возлагает на администрацию обязанность по установке указателей по направлению к пожарному водоему (водоисточнику) и у места его расположения, был предметом исследования судьи районного суда и обосновано отвергнут, как основанный на неверном толковании норм материального права.
Выводы должностного лица и судей о наличии в действиях главы Дроновской сельской администрации Р. состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются материалами дела.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования
статей 24.1,
26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в
статьях 1.5,
1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 26 июля 2019 года уполномоченным должностным лицом - заместителем начальника МОНД и ПР N 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области с участием главы Дроновской сельской администрации Р. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в котором содержатся все сведения, предусмотренные
статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. При назначении административного наказания требования
статей 3.1,
3.5,
4.1 -
4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также соблюдены, наказание назначено в пределах санкции
части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и является минимальным.
Судьями районного и областного судов дело проверено в полном объеме в соответствии с
частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, всем доводам жалоб дана полная и объективная оценка.
Доводы жалобы о наличии в судебных актах ошибок в указании наименования улицы в д. Дронова, около которой находится пожарный водоем, а также в названии сельской администрации основанием к их отмене не являются, поскольку указанные описки могут быть исправлены в порядке, предусмотренном
статьей 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При пересмотре дела судьями районного и областного судов глава Дроновской сельской администрации Р. в рассмотрении участвовала, обосновывала позицию по делу. Нарушений гарантированных
Конституцией Российской Федерации и
статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных
статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление заместителя начальника МОНД и ПР N 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области N 55 от 26 июля 2019 г., решение судьи Заводоуковского районного суда Тюменской области от 11 сентября 2019 года, решение судьи Тюменского областного суда от 25 сентября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Дроновской сельской администрации Заводоуковского городского округа Р. оставить без изменения, жалобу главы Дроновской сельской администрации Заводоуковского городского округа Р. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции
Ю.С.ЗАРИПОВА