Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.08.2022 N 16-4208/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.08.2022 N 16-4208/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2022 г. N 16-4208/2022
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Нефтяная компания "Конданефть" А. на решение судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 ноября 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Нефтяная компания "Конданефть",
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника отдела, Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений от 22 июня 2021 года N 06-327/2021, оставленным без изменения решением судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 ноября 2021 года, акционерное общество "Нефтяная компания "Конданефть" (далее - АО "НК "Конданефть", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 декабря 2021 года постановление должностного суда и решение судьи районного суда отменены, производство по делу прекращено на основании
пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 марта 2022 года решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 декабря 2021 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в суд автономного округа.
Решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2022 года решение судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 ноября 2021 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества А. просит об отмене решения судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 ноября 2021 года, решения судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2022 года, прекращении производства по делу. С учетом того, что оспариваемыми судебными актами оставлено без изменения постановление должностного лица, которым общество привлечено к административной ответственности, принимая во внимание, что в жалобе содержится требование о прекращении производства по делу, при рассмотрении настоящей жалобы необходимо дать процессуальную оценку и постановлению старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника отдела, Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений от 22 июня 2021 года N 06-327/2021.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ) нарушение правил пожарной безопасности в лесах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в период с 25 марта 2021 года по 05 апреля 2021 года в отношении АО "НК "Конданефть" проведена проверка, в ходе которой 31 марта 2021 года в 16 часов 22 минут выявлено, что АО "НК "Конданефть" при использовании лесного участка в квартале N 121 выдела N 27 Болчаровского урочища Болчаровского участкового лесничества Кондинского территориального отдела - лесничества нарушило требования лесного законодательства (пункта 31 Правил пожарной безопасности в лесах), что выразилось в складировании древесины на площади складирования до 8 гектар в непосредственной близости на расстоянии до 28 метров от прилегающего хвойного леса.
В связи с указанными обстоятельствами в отношении АО "НК "Конданефть" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении юридическое лицо привлечено к административной ответственности.
Факт совершения АО "НК "Конданефть" административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которым при рассмотрении дела и пересмотре дела по жалобам на постановление должностным лицом и судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка как подтверждающим вину общества в совершении вмененного административного правонарушения.
В силу части 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае всех возможных мер для соблюдения правил пожарной безопасности в лесах АО "НК "Конданефть" не предпринято, поскольку у общества, как пользователя лесного участка, осуществляющего деятельность по использованию лесов, имелась возможность соблюдать установленные правила пожарной безопасности в лесах, но сделано этого не было.
В связи с изложенным, в действиях юридического лица должностным лицом и судебными инстанциями на основании имеющихся в материалах дела доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями
статей 26.2 и
26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно установлен факт нарушения правил пожарной безопасности в лесах, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в
статьях 1.5,
1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьями обстоятельства выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено. Вина общества в совершении административного правонарушения доказана материалами дела.
Довод о повторном вменении совершенного правонарушения, повторном привлечении к административной ответственности, проверялся и был обоснованно отклонен.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям
статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все необходимые сведения.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные
статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Наказание назначено в пределах санкции
части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела судьей районного суда, а затем судьей суда автономного округа (после возвращения жалобы на новое рассмотрение) дело проверено в соответствии с
частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства, вынесены законные решения.
Нарушений гарантированных
Конституцией Российской Федерации и
статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Доводы жалобы о допущенных нарушениях процессуальных требований
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по причине привлечения к административной ответственности за пределами сроков давности привлечения к административной ответственности, являются необоснованными, вызваны ошибочным толкованием положений закона применительно к спорным правоотношениям.
В соответствии со
статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории правонарушений составляет один год. С учетом даты выявления административного правонарушения, общество должно было быть привлечено к административной ответственности в срок до 31 марта 2022 года.
Данные требования закона соблюдены, постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника отдела, Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений от 22 июня 2021 года N 06-327/2021 АО "НК "Конданефть" признано виновным в совершении административного правонарушения в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Обстоятельства того, что ранее (до вынесения решения судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2022 года) постановление должностного лица и решение судьи районного суда уже было отменено с прекращением производства по делу, не свидетельствуют о допущенных нарушениях процессуальных требований
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку соответствующее решение судьи суда автономного округа (от 15 декабря 2021 года) отменено постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Юридически значимым при разрешении вопроса о законности решения судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2022 года (в части соблюдения требований
статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) является факт того, что на момент истечения срока давности 31 марта 2022 года ранее вынесенное решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 декабря 2021 года уже было отменено, соответственно, законное процессуальное решение в части прекращения производства по делу и отмены вынесенных актов отсутствовало, а законность постановления должностного лица (вынесенного в установленный законом срок) и решения судьи районного суда, подлежала надлежащей проверке при пересмотре их по жалобе, возвращенной на новое рассмотрение.
По смыслу
части 1 статьи 4.5 и
пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания, в связи с чем истечение указанного срока на момент рассмотрения судьей суда автономного округа жалобы (в настоящем случае после возвращения на новое рассмотрение) не является в рассматриваемой ситуации основанием для прекращения производства по делу.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных
статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника отдела, Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений от 22 июня 2021 года N 06-327/2021, решение судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 ноября 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Нефтяная компания "Конданефть" оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "Нефтяная компания "Конданефть" А. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
Ю.С.ЗАРИПОВА