Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.10.2021 N 16-5307/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.

Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.10.2021 N 16-5307/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2021 г. N 16-5307/2021
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 8" Копейского городского округа на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 города Копейска Челябинской области от 31 марта 2021 года, решение судьи Копейского городского суда Челябинской области от 25 мая 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 8" Копейского городского округа,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 города Копейска Челябинской области от 31 марта 2021 года (N 3-197/2021), оставленным без изменения решением судьи Копейского городского суда Челябинской области от 25 мая 2021 года (N 12-180/2021) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 8" Копейского городского округа (далее также - МДОУ "Детский сад N 8", учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции от имени и в интересах юридического лица, законный представитель МДОУ "Детский сад N 8" - заведующий учреждением В. просит отменить судебные акты, считая их незаконными, и прекратить производство по делу.
Проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Предписание об устранении нарушений обязательно для исполнения всеми должностными лицами, гражданами, юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, влечет административную ответственность.
В соответствии с положениями части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения N 14 главного государственного инспектора г. Копейска и Красноармейского района УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области по пожарному надзору от 09.01.2020 года государственным инспектором отдела надзорной деятельности по пожарному надзору 22 января 2020 проведена плановая выездная проверка в отношении помещений МДОУ "Детский сад N 8", расположенного по адресу: <...>. В ходе проверки в указанных помещениях выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
По результатам проверки государственным инспектором по пожарному надзору составлен акт и вынесено предписание N 14/1/1 от 31.01.2020 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.02.2021 года, которое получено законным представителем юридического лица 31.01.2020 года (л.д. 11).
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности, предписание об устранении которых выдано органом пожарного надзора, обоснованы нормами действующего законодательства и их устранение входит в обязанности учреждения.
На основании распоряжения N 39 начальника ОНДиПР по г. Копейску и Красноармейскому районе УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области от 10.02.2021 года в отношении МДОУ "Детский сад N 8" 20.02.2021 года проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности N 14/1/1 от 31.01.2020 года, срок исполнения которого истек.
В результате проверки установлено, что в указанный в предписании срок МДОУ "Детский сад N 8" выявленные в ходе предыдущей проверки нарушения в полном объеме не устранены и не исполнены следующие требования, изложенные в пунктах 4, 5, 6 предписания: о заполнении входного проема N 1 в противопожарной преграде сертифицированными противопожарными дверьми, с пределом огнестойкости заполнения проема (дверей), исходя из типа пожарной преграды во исполнение требований статьи 4 пункта 4, статьи 88 табл. 23, 24 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 4.17, 5.2.6 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", пункта 5.14* табл. 2* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", таблицы 5 СНиП II-Л.3-63, "Детские ясли-сады", табл. 2 пункта 2.4 СНиП II-А.5-62 "Противопожарные требования" (пункт 4 предписания); о выполнении высоты эвакуационных выходов наружу из лестничной клетки, в южной части здания, из помещения N 1 по техническому паспорту, в тамбур эвакуационного выхода, помещение N 21 по техническому паспорту, из лестничной клетки, в северной части здания, из помещения N 12 по техническому паспорту, в тамбур эвакуационного выхода, помещение N 22 по техническому паспорту, в свету не менее 1,9 м во исполнение требований статьи 4 пункта 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, пункта 2 примечания 1 пункта 31 Н 102-54 "Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест", пункта 4.2.18 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (пункты 5 и 6 предписания).
По результатам проверки составлен акт N 39 от 20 февраля 2021 года, копия которого получена законным представителем МДОУ "Детский сад N 8" 20.02.2021 года.
Данные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оценив которые всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Ссылки в жалобе на необоснованность вменения в качестве нарушения пункта 4.17 СП 4.13130.2013, отмены судебных актов не влекут и на квалификацию действий юридического лица не влияют. Утрата силы данного пункта с 14.08.2020 года (Приказ МЧС России от 14.02.2020 N 89), то есть на момент проверки исполнения предписания, при том, что в момент первоначальной проверки и выявления нарушений 22.01.2020 года указанный пункт действовал в соответствующей редакции, с учетом того, что выявленное нарушение, об устранении которого было выдано предписание, обосновано и иными, действующими специальными нормами и правилами, не исключает обязанность учреждения по исполнению данного пункта предписания.
Утверждения заявителя о необходимости применения в отношении 5 и 6 пункта предписания о высоте эвакуационных выходов положений пункта 4.1.5 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", согласно которому отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов допускается в пределах не более чем 5%, в связи с чем автор жалобы указывает на допустимость высоты эвакуационных путей в помещениях учреждения от 1.8 м, что соответствует произведенным замерам, согласно которым эвакуационные выходы по высоте составили 1,8 м и 1,84 м, несостоятельны.
В силу пункта 4.2.18. СП 1.13130.2020 высота эвакуационных выходов в свету должна быть, как правило, не менее 1,9 м. На реконструируемых объектах (в случае, если проводимые работы не затрагивают указанные выходы), а также на объектах, являющихся памятниками архитектуры, допускается сохранение их геометрических параметров с размерами менее требуемых, но не менее 1,5 м. При этом должно быть проведено соответствующее обоснование, учитывающее существующее значение высоты выхода - расчетное, экспериментальное или иное. В помещениях без постоянного пребывания людей, а также в помещениях с одиночными рабочими местами допускается предусматривать эвакуационные выходы высотой не менее 1,8 м.
В силу положений пункта 4.1.3 СП 1.13130.2020, в случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования настоящего свода правил, оно излагается с оговоркой "как правило" и с условиями, при которых допускаются отступления.
С учетом изложенного, оснований для применения положений о допустимости отклонений, без соблюдения условий, указанных в пункте 4.2.18, в данном случае не имеется.
Вопреки доводам жалобы период постройки и введения в эксплуатацию здания, в котором расположено детское дошкольное учреждение, не освобождает юридическое лицо от соблюдения действующих норм и правил пожарной безопасности. Выявленные управлением нарушения непосредственным образом касаются обеспечения жизни и безопасности людей, в том числе детей, в связи с чем эксплуатация объекта с нарушением указанных требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара.
Доводы жалобы о том, что учреждением приняты все зависящие от него меры по устранению содержащихся в предписании нарушений, но их устранение в установленный срок не представлялось возможным ввиду недостаточного финансирования, не могут повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений.
Выданное учреждению предписание направлено на обеспечение требований пожарной безопасности в детском дошкольном учреждении, содержит соответствующие требования и является исполнимым. Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от выполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности в детском дошкольном образовательном учреждении, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, и приводят к недопустимому риску для жизни и здоровья детей на объекте защиты.
То обстоятельство, что учреждением в адрес Администрации Копейского городского округа 31.01.2020 года и 08.02.2021 года были направлены письма с просьбой о выделении бюджетных средств для финансирования мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, не подтверждает, что учреждением предпринимались реальные меры, направленные на устранение допущенных нарушений.
Как следует из представленных материалов, для выполнения предписания юридическому лицу предоставлялся достаточный срок (в период с 31.01.2020 года по 01.02.2021 года), в течение которого учреждение могло принять меры для изыскания средств на устранение выявленных нарушений. Между тем в указанный период законным представителем учреждения в адрес Администрации городского округа направлен один запрос по акту проверки, в ответе на который начальником управления архитектуры и градостроительства дан ответ о необходимости разработки проекта и расчета возможности замены конструкций (л.д. 67). Иных действий, в том числе в соответствии с бюджетным законодательством, учреждением не осуществлялось. Сведений об обратном не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции пришли к выводу о том, что учреждением не были приняты все исчерпывающие и своевременные меры для исполнения выданного предписания и устранения выявленных нарушений. Сведений о том, что в период до истечения срока, установленного предписанием, исполнить его не представлялось возможным по объективным причинам, учреждением также не представлено и в материалах дела не имеется.
Таким образом, МДОУ "Детский сад N 8" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 13 статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводов, которые могли бы стать основаниями для отмены или изменения вступивших в законную силу постановления и решения судей первой и второй инстанций, в жалобе не приведено.
Нарушений требований процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных решений, при рассмотрении дела не допущено.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом, при надлежащем извещении. При составлении протокола об административном правонарушении принимал участие законный представитель учреждения, который обосновывал позицию юридического лица. Копия протокола об административном правонарушении была вручена в установленном порядке.
Дело рассмотрено мировым судьей с соблюдением процедуры, установленной главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и с соблюдением требований подсудности.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Административное наказание МДОУ "Детский сад N 8" назначено в соответствии с санкцией части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым, соответствующим требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При пересмотре дела по жалобе учреждения на постановление мирового судьи судья городского суда проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
Мировым судьей и судьей городского суда дело рассмотрено при наличии сведений о надлежащем извещении юридического лица. Интересы учреждения при рассмотрении дела мировым судьей и судьей городского суда представлял законный представитель юридического лица В. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 города Копейска Челябинской области от 31 марта 2021 года, решение судьи Копейского городского суда Челябинской области от 25 мая 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 8" Копейского городского округа, оставить без изменения, жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 8" Копейского городского округа - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции
И.И.ТРАПЕЗНИКОВА