Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Верховного Суда РФ от 22.01.2021 N 47-АД20-6 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2020 N 16-3052/2020
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2020 N 16-3052/2020
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2020 г. N 16-3052/2020
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу защитника Л действующей на основании доверенности в интересах заместителя начальника управления ГОЧС и ПБ администрации г. Оренбурга - начальника отдела мероприятий ГОЧС и ПБ по г. Оренбургу управления ГОЧС и ПБ администрации г. Оренбурга Я на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора г. Оренбурга и Оренбургского района по пожарному надзору - начальника отделения отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Оренбургу и Оренбургскому району от 31 июля 2019 г. N 480, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 1 октября 2019 г., решение судьи Оренбургского областного суда от 29 января 2020 г., вынесенные в отношении должностного лица - заместителя начальника управления ГОЧС и ПБ администрации г. Оренбурга - начальника отдела мероприятий ГОЧС и ПБ по г. Оренбургу управления ГОЧС и ПБ администрации г. Оренбурга Я (далее Я.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением государственного инспектора г. Оренбурга и Оренбургского района по пожарному надзору - начальника отделения отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Оренбургу и Оренбургскому району от 31 июля 2019 г. N 480, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 1 октября 2019 г., решением судьи Оренбургского областного суда от 29 января 2020 г., Я признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобе защитник Л просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и постановление должностного лица, вынесенные в отношении Я., приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Я. к административной ответственности) установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 указанного Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенных в условиях особого противопожарного режима.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, в том числе между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 1 Федерального закона N 69-ФЗ требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Указанной статьей Федерального закона N 69-ФЗ установлено, что особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, установленные органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Статьей 34 Федерального закона N 69-ФЗ установлены права и обязанности должностных лиц в области пожарной безопасности. В соответствии с указанной статьей должностные лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2019 г. N 297-п "О введении на территории Оренбургской области особого противопожарного режима" с 1 мая 2019 г. на территории Оренбургской области введен особый противопожарный режим.
Постановлением Администрации г. Оренбурга от 21 мая 2019 г. N 1231-п на территории муниципального образования "город Оренбург" введен особый противопожарный режим.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой г. Оренбурга 24 мая 2019 г. на основании решения о проведении проверки от 22 мая 2019 г. N 54 совместно с должностными лицами ОНД и ПР по г. Оренбургу и Оренбургскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности муниципального образования "город Оренбург".
В ходе данной проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, а именно:
- на участке (пустырь в районе ул. Квартал, 17, Квартал, 19 г. Оренбурга) не организована очистка территории и покос сухой растительности (п. 17.1, п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390);
- на участке (овраг в районе ул. 6-я Береговая г. Оренбурга) допускаются свалки горючих отходов (п. 19 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390);
- тупиковые проезды в районе многоквартирных жилых домов по ул. Котова, <...> въезды во двор перекрыты бетонными блоками) (СП 4.13.130.2013 п. 8.15, ст. 4, 6, 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390);
- тупиковый проезд в районе ул. Калинина, д. 5 дорога перекрыта бетонным блоком (СП 4.13.130.2013 п. 8.13, ст. 4, 6, 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04,201.2 N 390);
- тупиковые проезды (от ул. Домбаровская до начала ул. 2-я Береговая, ул. 3-я Береговая, ул. 4-я Береговая устроены тупиковые проезды длиной менее 150 м не оборудованные разворотными площадками 15 х 15 м) (СП 4.13.130.2013 п. 8.13, ст. 4, 6, 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390);
- тупиковый проезд длиной более 150 м в районе ул. Кокинская, ул. Маловская не оборудован разворотной площадкой (СП 4.13.130.2013 п. 8.13, ст. 4, 6, 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390).
Результаты проверки послужили основанием для привлечения должностного лица Я. к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 18 июля 2019 г., письменными объяснениями Я распоряжением администрации г. Оренбурга от 22 июня 2018 г. "О возложении обязанностей на Я решением о проведении проверки от 26 апреля 2019 г., должностной инструкцией начальника отдела мероприятий ГО управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации г. Оренбурга, постановлением администрации г. Оренбурга от 30 апреля 2019 г. "О введении особого противопожарного режима на территории муниципального образования "город Оренбург", постановлением администрации г. Оренбурга от 16 мая 2019 г. "об утверждении комплекса мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в весенне-летний пожароопасный период 2019 года на территории муниципального образования "город Оренбург", постановление администрации г. Оренбурга от 21 мая 2019 г. "Об установлении особого противопожарного режима на территории муниципального образования "город Оренбург", протоколом заседания комиссии по предупреждению, иными материалами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Я. квалифицированы по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Доводы жалобы о том, что Я. не является должностным лицом, в отношении которого установлена административная ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованными признать нельзя.
В соответствии с пунктом 2.16 Положения об управлении по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям пожарной безопасности Администрации г. Оренбурга, утвержденных Решением Оренбургского городского совета N 188 от 28 июня 2011 г., к полномочиям (функциям) управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации города Оренбурга относится организация выполнения первичных мер пожарной безопасности.
Пунктом 4 Раздела 3 Должностной инструкции от 1 апреля 2019 г. N 29, утвержденной исполняющим обязанности начальника управления ГОЧС и ПБ Администрации города Оренбурга Я 1 апреля 2019 г., на заместителя начальника управления ГОЧС и ПБ Администрации города Оренбурга - начальника отдела мероприятий ГОЧС и ПБ по городу Оренбургу управления ГОЧС и ПБ Администрации города Оренбурга возложены обязанности по принятию участия в разработке плана основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Пунктом 8 Раздела 3 указанной Должностной инструкции на заместителя начальника управления ГОЧС и ПБ Администрации города Оренбурга - начальника отдела мероприятий ГОЧС и ПБ по городу Оренбургу управления ГОЧС и ПБ Администрации города Оренбурга Я возложена обязанность по организации проведения мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования "город Оренбург".
Подпунктом 6 пункта 3.1 Раздела 3 Должностной инструкции от 4 июля 2013 г. N 1-31-41/17, утвержденной Главой администрации города Оренбурга, на начальника управления ГОЧС и ПБ Администрации города Оренбурга возложена обязанность, в том числе, по организации работы Управления по выполнению первичных мер пожарной безопасности.
Я. является заместителем начальника управления ГОЧС и ПБ Администрации города Оренбурга - начальником отдела мероприятий ГОЧС и ПБ по городу Оренбургу управления ГОЧС и ПБ Администрации города Оренбурга.
В соответствии с Распоряжением администрации г. Оренбурга от 22 июня 2018 г. N 433-к на начальника отдела мероприятий ГОЧС и ПБ по городу Оренбургу управления ГОЧС и ПБ Администрации города Оренбурга Я было возложено исполнение обязанностей начальника управления ГОЧС и ПБ Администрации города Оренбурга до момента назначения основного работника, которые он исполнял с 25 июня 2018 г. по 21 мая 2019 г.
То есть на момент проведения проверки, проводимой на основании Решения прокурора г. Оренбурга о проведении проверки от 26 апреля 2019 г. N 53 ответственность за организацию работы по выполнению первичных мер пожарной безопасности возлагалась на Я., исполнявшего на тот момент обязанности начальника управления ГОЧС и ПБ Администрации города Оренбурга на протяжении более 10 месяцев.
Все доводы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях должностного лица Я. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок привлечения Я к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности должностному лицу в пределах санкции части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, а также прекращение производства по делу, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление государственного инспектора г. Оренбурга и Оренбургского района по пожарному надзору - начальника отделения отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Оренбургу и Оренбургскому району от 31 июля 2019 г. N 480, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 1 октября 2019 г., решение судьи Оренбургского областного суда от 29 января 2020 г., вынесенные в отношении должностного лица - заместителя начальника управления ГОЧС и ПБ администрации г. Оренбурга - начальника отдела мероприятий ГОЧС и ПБ по г. Оренбургу управления ГОЧС и ПБ администрации г. Оренбурга Я, оставить без изменения, жалобу защитника Л без удовлетворения.
Судья
Л.А.ТРЕСКУНОВА