Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2021 N 16-4755/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2021 N 16-4755/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2021 г. N 16-4755/2021
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., рассмотрев жалобу главы муниципального образования "Письмянское сельское поселение" Лениногорского муниципального района Республики Татарстан Н.Р.ВА. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лениногорскому муниципальному району Республики Татарстан - главного государственного инспектора по Лениногорскому муниципальному району Республики Татарстан по пожарному надзору N 331-2020-0082 от 27 октября 2020 года,
решение судьи Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 1 декабря 2020 года,
решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 20 января 2021 года, вынесенные в отношении исполнительного комитета муниципального образования "Письмянское сельское поселение" Лениногорского муниципального района Республики Татарстан по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лениногорскому муниципальному району Республики Татарстан - главного государственного инспектора по Лениногорскому муниципальному району Республики Татарстан по пожарному надзору N 331-2020-0082 от 27 октября 2020 года, оставленным без изменения
решением судьи Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 1 декабря 2020 года, исполнительный комитет муниципального образования "Письмянское сельское поселение" Лениногорского муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту - ИК МО "Письмянское СП") признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 20 января 2021 года постановление должностного лица от 27 октября 2020 года и решение судьи городского суда от 1 декабря 2020 года изменены, размер назначенного штрафа снижен до 75000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, глава муниципального образования "Письмянское сельское поселение" Лениногорского муниципального района Республики Татарстан Н.Р.ВБ. просит отменить
решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 20 января 2021 года, приводя доводы об его незаконности, производство по делу прекратить.
В соответствии с
частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Отношения в области пожарной безопасности Федеральным
законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, действовали до 1 января 2021 года, то есть в период возникновения спорных правоотношений (далее - Правила противопожарного режима).
В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером (
пункт 72 (3) Правил противопожарного режима).
Согласно
пункту 78 Правил противопожарного режима на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения ИК МО "Письмянское СП" постановлением должностного лица к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, явились установленные надзорным органом обстоятельства, свидетельствующие, что в нарушение
пунктов 72 (3) и
78 Правил противопожарного режима, территория, прилегающая к лесному участку, не очищена от сухой травянистой растительности и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от лесного участка, отсутствует противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 0,5 метра.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам
статьями 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные
статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно
части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, вместе с тем данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае административный орган и судебные инстанции установили, что ИК МО "Письмянское СП" имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Настоящее дело об административном правонарушении возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, что согласуется с требованиями
статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что в отношении ИК МО "Письмянское СП" какая-либо проверка не проводилась, положения Федерального
закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в данном случае применению не подлежат.
Довод автора жалобы о том, что ИК МО "Письмянское СП" не является субъектом вменяемого административного правонарушения, следует признать несостоятельным, не основанным на требованиях закона.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В силу
части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления",
статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов населения, перечень которых приведен в
статье 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Как следует из содержания Положения об ИК МО "Письмянское СП", утвержденного решением Совета муниципального образования "Письмянское сельское поселение" Лениногорского муниципального района Республики Татарстан от 15 октября 2019 года N 29, к полномочиям ИК МО "Письмянское СП" относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии ИК МО "Письмянское СП" состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Наказание назначено ИК МО "Письмянское СП" с применением положений
частей 3.2,
3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов по делу, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лениногорскому муниципальному району Республики Татарстан - главного государственного инспектора по Лениногорскому муниципальному району Республики Татарстан по пожарному надзору N 331-2020-0082 от 27 октября 2020 года,
решение судьи Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 1 декабря 2020 года,
решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 20 января 2021 года, вынесенные в отношении исполнительного комитета муниципального образования "Письмянское сельское поселение" Лениногорского муниципального района Республики Татарстан по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу главы муниципального образования "Письмянское сельское поселение" Лениногорского муниципального района Республики Татарстан Н.Р.ВА. - без удовлетворения.
Судья
А.А.ЮДКИН